Камчатка 5 ноября: выборы в городскую думу и удар стихии

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Петропавловск-Камчатский, 1917 год.
Фото: из фондов КГКУ ГААК

Сложный выбор

5 ноября 1917 года состоялись повторные выборы в Петропавловскую городскую думу (ПГД). При втором голосовании задача избирателей усложнялась. Если в сентябре им предстояло выбирать один из двух списков, то теперь — из пяти. Три списка подали местные жители, один — Второе Петропавловское общество потребителей, Рабочий Союз и демократические группы и еще один — камчатская воинская команда. Фамилии некоторых кандидатов в гласные фигурировали в нескольких списках: во всех пяти — Николая Дмитриевича Голубецкого и владельца магазина Деушева, в четырех — приехавшего на Камчатку между выборами Александра Яковлевича Эггенберга… 

На сей раз выборы в Петропавловскую городскую Думу (ПГД) состоялись. Город получил местное самоуправление из двадцати гласных. Председателем ПГД стал А. Я. Эггенберг, городским головой Н. Д. Голубецкий. 

Александр Яковлевич Эггенберг являлся податным инспектором. Николай Дмитриевич Голубецкий в 1920-е гг., уже при советской власти, работал на Командорских пушных промыслах и, по отзывам начальства, неплохо: "Не за страх, а за совесть, со временем не считается, иногда прихватывает от вечеров и праздников". Н. Д. Голубецкий "вызывал уважение аккуратностью, прилежанием и знанием счетоводческого дела". Оба они — Эггенберг и Голубецкий — в свое время выехали (один раньше, другой позже) на материк. Кстати, Голубецкий избирался городским головой трижды — в 1917, 1918 и 1919 гг. 

Прошло немногим более месяца после выборов, как в местную воинскую команду прибыло пополнение ("Красная сотня") и с ним член РСДРП(б) Иван Емельянович Ларин. Заручившись поддержкой Рабочего союза, Ларин с помощью другого солдата-большевика А. Олейника организовал городской Совет солдатских и рабочих депутатов. Председателем Совета стал И. Е. Ларин (на Камчатке с 1908 г., основная профессия — слесарь). 

Тем временем в Петропавловске окончательно оформилась система местного самоуправления. У городской Думы возник рабочий орган — городская Управа. Руководил ею городской голова. С появлением Управы упразднялась комиссия по благоустройству города, которая была образована летом 1917 г. после публикации в местной газете следующего сообщения: "В городе за последнее время свободно днем и ночью разгуливают лошади, все бы хорошо, если б эти лошади не портили огородов. Этими лошадьми в ночь на 14 июля уничтожено три огорода. На хозяев этих лошадей подаются жалобы за причиненные убытки. Господа хозяева лошадей, пощадите огороды. Вы сами знаете, как трудно на Камчатке иметь огородные овощи". Тогда же, летом, в городе велись речи о том, как бы поправить тротуары и развесить по столбам фонари "Солнце", ведь стеклянные колпаки к ним уже привезены из Петрограда.

Заброшенное после цунами селение Халактырка, 1959 г. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова. 


Заброшенное после цунами селение Халактырка, 1959 г.. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова.

Удар стихии

5 ноября 1952 года в 130 км от м. Шипунского полуострова Камчатка произошло землетрясение. Очаг землетрясения находился на глубине 20-30 км. Разрушением от землетрясения было охвачено побережье на протяжении 700 км: от полуострова Кроноцкого до северных Курильских островов. Разрушения были небольшие — обрушились трубы, повреждены легкие постройки, потрескались стены зданий и капитальных сооружений.

Гораздо большие разрушения и бедствия принесло цунами, возникшее в результате этого землетрясения. Высота подъема воды в среднем достигала 6-7 м.

Разрушительное цунами к восточным берегам Камчатки и северных Курильских островов подошло через 15-45 минут после землетрясения и началось с понижения уровня моря.
От волн сильнее всего пострадал г. Северо-Курильск, расположенный на о. Парамушир. Городская территория занимала прибрежный пляж высотой 1-5 м, далее простирался склон береговой террасы высотой 10 м. На ней было размещено много построек. Часть построек была расположена к юго-западу от порта по долине реки. 

На Камчатке высоты волн составляли до 5 метров, однако в некоторых местах цунами были более высокими (от Кроноцкого полуострова до мыса Шипурский — до 13 метров). Самая высокая волна наблюдалась в бухте Ольга и была 13 метров и там это вызвало значительный ущерб. Время, за которое волны достигли мыса Ольга, составило 42 минуты после землетрясения. От мыса Шипурский до мыса Поворотный высота волн цунами колебалась от 1 до 10 метров и вызвало значительные человеческие жертвы и экономические потери.

В Авачинской бухте цунами имело высоту всего около 1,2 метра и пришла туда через полчаса после землетрясения. От мыса Поворотный до мыса Лопатка высота волны была от 5 до 15 метров. В бухте Ходутка катер был выброшен на расстояние 500 метров от береговой линии.

На западном побережье Камчатки максимальная высота цунами была зарегистрирована в Озерном и была 5 метров. На острове Алайд в гряде Курильских островов высота волны составила 1,5 метра, на острове Шумшу — от 7 до 9 метров, на Парамушире — от 4 до 18,4 метров. В Северо-Курильске, главном городе Курильских островов, расположенном на Парамушире высота волны была очень большой — около 15 метров. Цунами вызвало большие разрушения в городе и привело к значительным человеческим жертвам.

На острове Онекотан высота волны составила 9 метров, на острове Шиашкотон — 8 метров, на острове Итуруп — 2,5 метра. Волны высотой до 2 метров зафиксированы на Командорских островах и Охотске. На Сахалине в городе Корсаков высота волны составила около 1 метра.

По последним подсчетам общее число жертв составило около четырех тысяч человек, большее число из которых было на Курильских островах.

Последствия удара стихии в основном прояснились в течение дня 5 ноября 1952 года. Они оказались ужасны.

Первый сигнал о бедствии пришел по телефону из села Халактырка, расположенного в двадцати километрах от Петропавловска. С одной стороны, село стояло на берегу океана, с другой — отделялось от близлежащих сопок рекой. С двух сторон его и затопило поднявшейся водой: с моря и приливной волной, подошедшей с реки. Жители Халактырки во главе с председателем сельсовета Николаевым бросились спасаться на ближайшей возвышенности.

В Петропавловске для вывоза этих людей мобилизовали грузовой автотранспорт и машины скорой помощи. На место происшествия руководить спасательными работами отправились А. Ф. Спасенных и В. И. Алексеев. Они установили, что мост через реку снесло водой, и сельчане фактически оказались на острове, будучи со всех сторон окружены водой. Оттуда слышались крики женщин и детей, налицо были признаки паники. С людьми общались, голосом перекрывая шум воды. Им сообщили, что помощь близка. Вскоре вместо снесенного моста подошедшие на помощь саперные части генерала Урбановича собрали понтон. Саперы имели машины-амфибии, на которых они были готовы вывезти все население села. Но к этому времени накат волн уменьшился, и надобность в эвакуации миновала.

Напор воды в Халактырке уничтожил три дома и унес три людские жизни: двух взрослых и ребенка. 

Город Северо-Курильск был уничтожен. Сметены курильские и камчатские поселки Утесный, Левашово, Рифовый, Каменистый, Прибрежный, Галкино, Океанский, Подгорный, Майор Ван, Шелехово, Савушкино, Козыревский, Бабушкино, Байково. 

В жилых и служебные помещения пароходства потрескались и разрушились печи и трубы. 10 ноября создана комиссия "для определения степени развалов". В событиях начала ноября 1952 г. особо отличился экипаж парохода "Вычегда", возглавляемый капитаном В. Н. Смирновым. Это судно ночью 5 ноября ближе всех находилось к порту Северо-Курильск, подвергшемуся самому сильному удару стихии. Его моряки несколько суток оказывали пострадавшим помощь, приняли на борт множество гражданских лиц и военнослужащих и доставили их в Петропавловск.

Осенью 1952-го года страна жила обычной жизнью. В советскую прессу, "Правду" и "Известия", не попало ни строчки: ни о цунами на Курилах, ни о тысячах погибших людей. Пострадавшим оказали помощь, погибших похоронили на месте 7 ноября 1952 г. Этот день, главный праздник страны советского периода, стал траурным, хотя официально траур никто не объявлял: все произошедшее тут же было засекречено.


Вид на сопку Никольскую, 1940-е гг.. Фото: из фондов КГБУ ККОМ

Краткосрочное постановление

5 ноября 1925 года Камчатский губревком принял обязательное постановление № 3 "Об объявлении лесов в пределах Никольской и Петровской гор, верховьев Фермерского и Култушного ключей и саженной полосы вдоль Авачинской бухты защитными". 

С этого дня в означенных районах воспрещалась любая рубка леса. Правда, действовало это постановление в течение одного года.


Суда БАОЛ в Петропавловском порту, 1936 г.. Фото: из фондов КГБУ ККОМ

Управление тралового и рефрижераторного флота

Пионер морского промысла на Камчатке — База активного опытного лова (БАОЛ) — была создана приказом начальника АКО в январе 1936 г. 

5 ноября 1938 года был издан приказ начальника АКО № 301а, которому БАОЛ переименовали в Управление активного морского рыболовства АКО (Морлов). "1. Базу активного опытного лова (БАОЛ) переименовать в "Управление активного морского рыболовства АКО (Морлов)"… 3. Директором и главным инженером управления активного морского рыболовства назначить т. Ульянова Н. И.… 6. Т. Ульянову Н. И. предлагаю выбрать место для базы флота Морлова и свои соображения по этому вопросу представить мне на утверждение…", отмечал С. В. Гаврилов. 

Записка о хозяйственной деятельности Морлова в 1938 г. "Имеет три разведчика, два дрифтера, четыре сейнера и три тральщика… Морлов в текущем 1938 г. работал без промфинплана и вместе с рыбным промыслом занимался грузоперевозкой. Контрольная цифра лова рыбы составляла всего 31,3 тыс. ц рыбы, из коих 9,3 — сельди, 4,0 — красной, 6,0 — трески и 12 — камбалы. К концу 1938 г. был составлением закончен промфинплан, в котором предвиделся убыток от реализации рыбопродукции на 4 500 тыс. руб., однако он не был утвержден начальником АКО ввиду позднего его составления.

За 1938 г. упромышленно рыбы 3,5 тыс. ц. Убытки за 1938 г. по Морлову составляют 1 700 тыс. руб…

На план выполнения Морлова повлияли:

1) эксплуатация судов не по назначению, 2) неудовлетворительное снабжение спецодеждой, 3) необеспеченность сдачи рыбы (отказ комбинатов), 4) снятие двух сейнеров с промысла ("Авача" и "Вилюй") и бездействие их на протяжении 46 дней, 5) отсутствие какой-либо собственной береговой базы…".

С 1950 г. управление "Морлов" было переименовано в управление тралового флота (Тралфлот) и находилось в ведении "Главкамчатрыбпрома" и подчинялось Министерству рыбной промышленности СССР.

На основании приказа Камчатского совнархоза № 62 т 10 апреля 1957 г. произошло слияние тралового флота, транспортного флота и Петропавловского рыбного порта и создано Управление морского активного рыболовства (УМАР) Камчатского совнархоза. С ноября 1959 г. переименовано в управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ) и находилось в составе Камчатского управления рыбной промышленности. в 1967 произошло разделение, из состава УТРФ вышел Камчатрыбфлот. В 1968 БМРТ переданы в Петропавловскую БОР. 10 февраля 1971 г. управление тралового флота было награждено орденом Ленина.

В связи с реорганизацией Камчатского управления рыбной промышленности и изменением его структуры, приказом Камчатского объединения рыбной промышленности № 1 от 21 декабря 1976 г. управление ордена Ленина тралового флота реорганизовано и переименовано в Петропавловскую ордена Ленина базу тралового флота (БТРФ), которая вошла в состав Камчатрыбпрома на правах производственной единицы без расчетного счета.

С 1 января 1990 г. БТРФ была переименована в ордена Ленина управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ) Камчатрыбпрома.
Приказом комитета государственного имущества Камчатской области № 99 от 26 февраля 1993 г. образовано АОЗТ "Ордена Ленина управление тралового и рефрижераторного флота" и зарегистрировано постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского № 545 от 17 февраля 1993 г. Учредителем общества является комитет по управлению госимуществом Камчатской области и является федеральной собственностью.

В соответствии с приказом АООТ от 28 октября 1997 г. переименовано в ОАО "Ордена Ленина управление тралового и рефрижераторного флота". В состав общества вошли дочерние предприятия: ОАО "Невод", ООО "УТРФ-Флот", "УТРФ-Краб", "УТРФ-Трейдинг", "УТРФ-Сервис", "УТРФ-Рыбмаркет".

В соответствии с решением арбитражного суда Камчатской области от 22 мая 2002 г. ОАО "УТРФ" признано банкротом, определением арбитражного суда Камчатской области от 5 марта 2004 г. было ликвидировано.


Первый опытный самолет L-410, 1969 г.. Фото: Минобороны РФ

Л-410-многоцелевой двухмоторный самолёт 

5 ноября 1980 года в свой первый рейс по Камчатке отправился самолет Л-410.

Рейс осуществлялся по маршруту: город Елизово — село Мильково (административные центры соответственно Елизовского и Мильковского района Камчатской области, ныне Камчатского края).

Let L-410 "Turbolet" (другие названия: Л-410, Лет-410, "Турболёт", "Чебурашка") лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ). Разработан в 1966-1967 годах конструкторским бюро чехословацкого авиационного завода Let Kunovice (ныне — чешский завод Aircraft Industries). Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Использует американские двигатели GE H80-200 (GE Aviation Czech s.r.o), после завершения сертификации российского турбовинтового двигателя ВК-800 (АО "Уральский завод гражданской авиации" и АО "ОДК–Климов") предполагается устанавливать его.

Начиная с 1969 года было построено 1104 самолёта L-410 различных модификаций (наибольшая часть из них — L-410 UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. К началу 1992 года, после распада СССР, в Советском Союзе оставалось около 750 самолётов L-410, значительная часть которых осталась в аэропортах бывших союзных республик.

В конце 1980-х годов началось производство самолётов модификации L-410 UVP-E20, выпущенных с того времени в количестве около 200 единиц и поставленных более чем в 30 стран мира. В 2010 году началась разработка и в 2018 году стартовало серийное производство самолётов семейства L-410 последней модификации — L-410 NG.

По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолётов L-410. Российский коммерческий парк на 2017 год составлял шесть единиц L-410 UVP-E и двадцать семь единиц L-410 UVP-E20.

В ноябре 2018 года в России выпущен первый самолёт L-410, собранный на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Сборочный цех УЗГА площадью 12,5 тысяч квадратных метров позволяет производить серийный выпуск L-410 до 20 самолётов в год.

Также в этот день

5 ноября 1925 года на заседании Камчатского губернского революционного комитета, для сбора и хранения архивов губревкома и его отделов при секретариате губревкома было организовано архивное бюро.

5 ноября 1927 года на заседании Камчатского окружного революционного комитета был заслушан вопрос о ликвидации неграмотности среди оседлого туземного населения округа. 

5 ноября 1932 года на заседании президиума Корякского окрисполкома организован Комитет нового латинизированного алфавита. В конце года в сс. Каменское и Тигиль им проведены "курсы ликвидаторов неграмотности 81 в количестве 42 человек". 

5 ноября 1968 года состоялось окружное совещание партийных, советских работников, учителей, представителей местной интеллигенции, на котором принято решение об отсутствии необходимости обязательного изучения корякского языка в школах. 

5 ноября 1978 года состоялось торжественное открытие областного шахматно-шашечного клуба в г. Петропавловске по ул. Владивостокской. 

5 ноября 1986 года на территории Соболевского района Камчатской области (ныне Камчатского края) был образован Соболевский научно-исследовательский стационар.

5 ноября 1990 года решением Корякского окрисполкома зарегистрирован национальный кооператив по традиционным видам хозяйственной деятельности "Кайнын". 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость