16 октября 1968 года образование города Вилючинск. В его состав вошли такие посёлки, как Советский (Старая Тарья), Приморский, Сельдевая, совхоз Ягодный, Рыбачий (Новая Тарья), Лахтажный, Богатырёвка.
Город Вилючинск, получивший свое имя благодаря находящемуся совсем рядом Вилючинскому вулкану, был основан как военный путем слияния нескольких поселков. Вилючинск, неофициально именуемый городом подводников, имеет статус закрытого административно-территориального образования, поэтому попасть в него можно, только получив пропуск.
Вилючинск, расположенный на побережье бухты Крашенинникова и отделенный водами Авачинской губы от Петропавловска-Камчатского, является пунктом базирования Тихоокеанского флота России. В Вилючинске расположена крупная база атомных подлодок, за что в советские годы американцы прозвали город осиным гнездом. Первоначально этот населенный пункт носил название Советский, в 1970 году его переименовали в Приморский, некоторое время он был известен под непоэтичным названием Петропавловск-Камчатский-50 и только в 1994 году получил современное имя.
Вилючинск — закрытый город, здесь расположены объекты Министерства обороны, охранные предприятия и зоны с базированием сил российского атомного подводного флота. Беспрепятственно въезжать сюда могут лишь местные жители, предъявив на КПП паспорт РФ с пропиской. Могут проехать и близкие родственники по специальному пропуску, с представлением документов, подтверждающих родство.
Бухта Крашенинникова на берегу которой расположился Вилючинск, находится в южной части Авачинской губы. Бухта названа в честь С. П. Крашенинникова — исследователя Камчатки, который останавливался здесь в 1739 году и назвал бухту Тарьинской. Позже она была переименована в его честь. На побережье бухты выделяются три мыса: Казак, Неводчикова и Входной. В самой бухте три крупных залива: бухта Сельдевая, бухта Горбушечья и бухта Ягодная. Рядом с мысом Неводчикова находится остров Хлебапкин, на котором построен маяк. На восточном берегу бухты находится потухший вулкан Тарья.
Сегодня Вилючинск состоит из двух крупных микрорайонов: Рыбачьего, где находится база атомных подводных лодок и живут в основном подводники, и Приморского, населенного по большей части судоремонтниками, военными моряками. Микрорайон Рыбачий частично расположен на полуострове Крашенинникова.
Во второй половине 1990-х в Вилючинске были построены два православных храма — Преподобного Серафима Саровского и Святого Апостола Андрея Первозванного (последний является единственным гарнизонным храмом на Дальнем Востоке). В храме Преподобного Серафима Саровского хранятся колокола кораблей 4-й и 5-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции — "Сибирь", "Спасск", "Сахалин", "Чукотка", "Чажма" и "Чумикан".
Вид Петропавловск-Камчатского Морского торгового порта 1950—1960. Фото: из фондов КГКУ ГААК
Шла Великая Отечественная война и в этот сложный для страны период Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 16 октября 1943 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление № 4344 о строительстве в Петропавловске морского торгового порта. Для этого была создана специальная организация "Камчатморстрой", начальником которой назначен Алексей Николаевич Виноградов
Порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший №6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы №1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и качеству. Вряд ли такое где-либо было превзойдено или повторено, правда, и необходимости такой нигде, по всей вероятности, не возникало.
Только в самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики "Студебеккер", компрессоры "Катерпиллер", передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое. На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы даже выше современного уровня. Ленд-лиз потребовал и обеспечил строительство порта. Но на стройплощадке была и отечественная техника.
Петропавловский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году. Причалы были еще без оголовника, краны передвигались по временным подкрановым путям, на небетонированных причалах и территории порта стояла грязь, но порт действовал.
За истекшее время, с момента ввода порта в эксплуатацию, порт благоустраивался, увеличивал свой причальный фронт, расширял складскую площадь, увеличивал механическую вооруженность — вводились в эксплуатацию новые портальные краны, строились современные грузовые склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота.
В своей деятельности порту приходилось решать и такие задачи, с которыми не сталкивались другие порты, работающие в более благоприятных условиях. Так, до 60-х годов в Петропавловске-Камчатском отсутствовала единая энергетическая система. Каждое предприятие имело собственные карликовые энергостанции, а жилой фонд освещался с большими перебоями маломощной городской электростанцией. В 1948-49 гг. на мысе Сигнальном была построена паро-турбинная электростанция мощностью 1000 квт, а в начале 90-годов было осуществлено строительство новой, дизельной электростанции, мощность которой была доведена до 3000 квт. Это полностью обеспечивало производственные потребности порта и освещение ведомственного жилого массива.
С 1951 года в порту усиленно началось строительство жилого фонда.
В 1963 году в порту было построено здание пассажирского морского вокзала.
Ледокол "Сибиряков" во льдах Арктики. Фото: из книги С. В. Гаврилова "Вдоль Камчатских берегов"
16 октября 1932 года ночью ледокол "Сибиряков" отдал якорь в Авачинской губе. В восемь утра все наличные плавсредства Петропавловского порта, расцвеченные флагами "Добро пожаловать!", стройной кильватерной колонной под медь оркестра подошли к его борту. По штормтрапу на судно поднялись представители партийных и советских организаций, погранотряда. В кают-компании состоялись приветствие и короткая дружеская встреча с участниками экспедиции. Профессор Шмидт кратко поведал гостям о сложнейшем переходе из Белого моря в Тихий океан.
После этого "Сибиряков" поднял якорь и на буксире "Уссурийца" двинулся в Ковш. Флотилия катеров отправилась дальше, навстречу пароходу "Совет". После нескольких заходов на разгулявшейся волне катер с представителями камчатской общественности причалил и к нему. Прибывших встретил капитан, испытанный герой-полярник К. А. Дублицкий. В кают-компании обменялись традиционными приветствиями. Затем пароход ошвартовался у пристани авиабазы на мысе Сигнальном. В полдень экипажи "Сибирякова" и "Совета" сошли на берег. У клуба им устроена тёплая встреча, шумит короткий митинг.
Вечером герои арктического похода стали гостями торжественного заседания открывшейся 15-го числа комсомольской конференции. Это нарушение установленного регламента встречено долго не смолкавшими аплодисментами. В президиум единогласно избраны начальник экспедиции профессор Шмидт, профессор Визе, капитаны "Сибирякова" Воронин, "Совета" Дублицкий, "Уссурийца" Кострубов, представители экипажа ледокола.
Ледокол "Сибиряков" впервые в истории преодолел ранее непроходимые полярные льды и из Белого моря дошёл до берегов Тихого океана без зимовки. Первую аварию судно протерпело в тяжёлых льдах близ Колючинской губы сломало лопасти винта. На их замену ушло пять дней. В районе мыса Сердце Камень, примерно в девяноста милях от Берингова пролива, "Сибиряков" попал в сплошные льды. 18 сентября случилась ещё более серьёзная авария: сломался гребной вал, был потерян винт. Судно осталось без хода и возможности маневрировать.
Несмотря на это, экспедиция продолжила работы по выходу изо льдов. Люди использовали все доступные средства, в том числе морские течения, взрывали заторы, подтягивали громадное судно тросами от льдины к льдине, подняли самодельные паруса из трюмных брезентов. После упорной борьбы со стихией ледокол вышел на чистую воду и 1 октября достиг Берингова пролива, отсюда на буксире подошедшего по вызову "Уссурийца" вышел в Тихий океан.
Во время полярного похода учёные под руководством профессора В. Ю. Визе непрерывно наблюдали за климатическими условиями, режимами льдов и морских течений. Славное плавание завершилось у деревянной пристани Петропавловского порта.
За его ходом в течение двух месяцев с замиранием сердца следила вся страна и мир, а его окончание показало, что "советская наука, освобождённая Октябрём от пут капитализма, одержала ныне блестящую победу, доказав проходимость Арктики в течение одной навигации". "Петропавловск ничтожная точка на карте огромного Советского Союза, но наши сердца бьются созвучно с сердцами трудящихся Союза и всего мира от радости победы над Арктикой и от гордости за поход "Сибирякова"".
Сквер Свободы, памятник воинам-освободителям Курильских островов.. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова
16 октября 1945 года Петропавловск-Камчатский горисполком принял решение № 414 об установлении в городе памятника погибшим на Курильских островах на площади "Свобода" (установлен в 1946 г.).
Курильская десантная операция началась в августе 1945 года. Её провели войска Камчатского оборонительного района и корабли Петропавловской военно-морской базы при поддержке 128-й авиадивизии. В боях за освобождение Курильских островов отличились многие воины-дальневосточники, 52 человека были удостоены звания Герой Советского Союза, среди которых были и камчатцы: старшина I статьи Н. Вилков, матрос П. Ильичев, старший сержант И. Кобзарь и старшина II статьи П. Бабич.
В память о героизме и мужестве освободителей Курильских островов 6 ноября 1946 года в центре Петропавловска-Камчатского был установлен обелиск. Он размещён на месте, где проходило формирование десанта, где после сражений встречали победителей. На плитах памятника выбиты имена погибших советских воинов и реквием: "Вы шли бесстрашно на врага, вы выполнили до конца свой воинский долг. Родина никогда не забудет вас".
Скульптурная композиция "Памятник Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Фото: pkgo.ru
16 октября 2005 года в центре города Петропавловска-Камчатского состоялось торжественное открытие памятника святым апостолам Петру и Павлу.
Памятник святым апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском открыли в 2005-м, в год 300-летия Православия на Камчатке. 6-метровая скульптура, отлитая из бронзы, выполнена в стиле неоампир.
Фигуры апостолов изображены в полный рост, в их руках блестит массивный крест. Скульптура в Петропавловске-Камчатском находится на внушительном мраморном постаменте, дополненном бронзовой табличкой с именами апостолов.
Для работы над проектом администрация города привлекла известного скульптора Сергея Михайловича Исакова, прославившегося скульптурами святых: памятники Николаю Чудотворцу авторства Сергея Исакова размещены по периметру России.
Открытие скульптуры на Камчатке, на живописном берегу Авачинской бухты, стало долгожданным событием, ведь история возникновения города неразрывно связана с Петром и Павлом.
В 1740 году капитаны пакетботов "Святой Павел" и "Святой Петр" решили переждать зиму на восточном побережье Камчатки. Витус Беринг нарек в честь апостолов и гавань, в которой остановились суда. Когда поселение разрослось и превратилось в город, Петра и Павла стали считать его небесными покровителями.
16 октября 1925 года — принято Постановление ЦИК "О налоговых льготах племенам, населяющих северные окраины Союза ССР": "...временно освобождаются от всех прямых общегосударственных налогов и сборов, а равно от всех местных налогов и сборов Дальне-Восточной области — … ороки, орочи, чуванцы, коряки, чукчи, ительмены (камчадалы), карагинцы, олюторы, кереки…".
16 октября 1930 года — в Палане открылось радиопочтовое отделение.
Научный "десант" на Банные источники, 1964 г. Слева направо: Б. И. Пийп, начальник Больше-Банной партии Владимир Яковлевич Коваленко, главный геолог Камчатского райГРУ И. Н. Карбивничий, Фролов, академик М. А. Лаврентьев. Фото: из фондов Камчатского филиала ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному округу"
16 октября 1958 года в целях решения проблем, связанных с развитием производительных сил Камчатской области, Президиум СО АН СССР постановил создать с 1 января 1959 г. Камчатскую геолого-геофизическую обсерваторию под руководством чл.-корр. АН СССР Б.И.Пийпа.
16 октября 1972 года — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР оленесовхоз "Пахачинский" переименован в оленесовхоз им. 50-летия СССР.