Как потрогать город и найти работу? 

Какие новые возможности появляются на Камчатке для людей с инвалидностью 
Рабочие места для людей с ОВЗ
Фото: gov.cap.ru

29 сентября 2021. "Когда снимут ограничения?" — один из самых популярных вопросов современности. Мы, конечно, устали от всех этих карантинных мер, от того, что нас заперли в новые тесные рамки. А подумайте в эти дни о том, что тысячи людей по всему свету терпят куда более жесткие ограничения… И не пару лет, а зачастую всю жизнь. Пока задекларированная в документах "доступная среда" все еще очень далека от реальности. Но тем заметнее каждый конкретный шаг, сделанный навстречу людям с ограниченными возможностями. Корреспонденты ИА KamchatkaMedia познакомились с теми, кто эти шаги делает. Круглый стол, посвященный вопросам социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, был организован в рамках чемпионата "Абилимпикс". Слышали о таком? 

"Абилимпикс" — это международное движение, которое отвечает за проведение конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Да, для некоторых из нас все еще удивительно, что инвалиды, оказывается, учатся, получают профессию, многие стремятся работать и зарабатывать. Название движения — это сокращение от английского Olympics of Abilities ("Олимпиада возможностей"). Главная цель "Абилимпикса" — содействие в трудоустройстве.

У нас на Камчатке такой чемпионат прошел уже в четвертый раз. В этом году он собрал почти сотню участников, которые соревновались в таких компетенциях, как ландшафтный дизайн, резьба по дереву, бисероплетение, преподавание в младших классах, карвинг, экономика и бухучет и многое другое. Кстати, каждый год список этих компетенций прирастает новыми — в этот раз, например, добавилось швейное дело и цифровая обработка текста.

Победители регионального этапа "Абилимпикса" уже названы, впереди их ждет участие в национальном чемпионате и ...новый уровень возможностей. Мы надеемся и верим, что все они в итоге найдут хорошую работу. 

А пока конкурсанты соревновались и достигали своих новых профессиональных вершин, организатор чемпионата, руководитель центра развития движения "Абилимпикс" Андрей Волков собрал на одной площадке представителей власти, образовательных и просветительских учреждений, общественников, которые стараются социализировать людей с инвалидностью. Специалисты поделились своими интересными проектами, планами и уже действующими программами. Надеемся, что эта информация станет полезной и заставит кого-то сделать тот самый шаг из комнаты. 


Андрей Волков. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia

Потрогай, как красиво!

Есть в Петропавловске информационно-библиотечный центр "Доступный город". И он старается оправдывать свое название, что называется, с порога. Если театр начинается с вешалки, то "Доступный город" — с пандуса. С удобного, пологого пандуса, с больших проходов между стеллажами, где легко может проехать человек на коляске. В центре работает отдельный сектор для пользователей с ОВЗ. Здесь собраны электронные аудиокниги, файлы которых создаются с помощью специального программного обеспечения, которые преобразуют обычный МР3-формат в LKF-формат. Для прослушивания таких "говорящих книг" в библиотеке имеются тифлоплееры, которые предоставляются и для домашнего чтения. Для слабовидящих и слепых людей в фонде имеются крупношрифтовые книги со шрифтом Брайля и тактильные рельефные иллюстрации. Картинку можно потрогать и понять. 

— Фонд у нас пока небольшой — порядка 500 экземпляров книг, в основном детская литература, но ассортимент постоянно дополняется, — рассказала заведующая сектором по работе с пользователями с ограниченными возможностями здоровья ИБЦ "Доступный город" Антонина Сучкова. — Мы исходим из запросов пользователей. Помимо этого у нас есть компьютерный зал, пользование им бесплатное. На многих компьютерах установлена программа Super-Nova (это увеличение текста и экранный чтец).

3D-город: история Камчатки на ладони

В "Доступном городе" не довольствуются лишь теми ресурсами, что имеются в стандартном арсенале подобных учреждений. 

— Мы столкнулись с определенной проблемой — с отсутствием краеведческой информации для людей с ограниченными возможностями, — делится заведующая отделом по работе с детьми ИБЦ "Доступный город" Елена Шаповалова.

— Информации на традиционных носителях достаточно, у нас даже есть целый отдел краеведческой литературы. Однако пользователям с ОВЗ практически нечего было предложить. Мы стали искать новые, современные пути выхода из проблемы. Благодаря нацпроекту "Культура" наш центр приобрел небольшой 3D-принтер, и сейчас мы пытаемся активно осваивать эту технологию — делать 3D-модели тех городских достопримечательностей, которые для земляков с инвалидностью недоступны.

Инфраструктура Петропавловска далека от идеала, даже в представлении обычных здоровых людей, что уж говорить о тех, чьи ограниченные возможности она делает еще более ограниченными. Ямы, рассыпающаяся на глазах тротуарная плитка, отсутствие пандусов… Все это, мягко говоря, не способствует свободному передвижению инвалидов. Возьмем к примеру нашу красавицу Никольскую сопку, где сконцентрировано большое количество исторических объектов… Проедет к ним колясочник? Поднимется по горкам, преодолеет многочисленные крутые ступеньки? 

— Начать нашу работу мы решили с создания объемных моделей камчатских памятников, — рассказывает Елена Шаповалова. Проект мы реализовываем совместно с инженерами из школы молодых ученых КамчатГТУ. Ребята нам оказывают огромную помощь — они создают цифровые модели памятников, затем при помощи принтера мы распечатываем их и красим. Вот часть памятника Курильскому десанту, эта работа еще не завершена. Вот готовый арт-объект Пеликен, выполненный при помощи цифровой фотограмметрии. Вот памятник Витусу Берингу… 


Доступный город. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia

Эти наглядные модели можно рассмотреть тем, кто до настоящих памятников не может добраться, потрогать руками и понять, как они выглядят — тем, у кого проблемы со зрением. А вкупе с дополнительной информацией (о том, кому этот памятник, когда и кем возведен), записанной на аудионосители, это может стать отличным учебным пособием и дать людям с ОВЗ равные возможности доступа к информации.

Наш проект не будет ограничиваться одними только памятниками, на них мы пока отрабатываем технологию. А вообще мы хотим замахнуться на глобальный 3D-макет всего Петропавловска-Камчатского. Для воплощения этой мечты мы планируем привлекать студентов не только КамчатГТУ, но и других учебных заведений нашего города.

Школа ухода за тяжелобольными людьми

Ухаживать за лежачими больными — это большой труд, требующий внимания, терпения, сил и, конечно, определенных навыков. Часто бывает, что столкнувшись с этой бедой, родственники людей, перенесших инсульт, просто не знают как обращаться с больными. Теперь землякам в этом смогут помочь работники "Красного креста". 


Евгений Калинин. Красный крест. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia

— Двое наших сотрудников прошли специальную подготовку в Москве, и сейчас, уже к 1 октября, мы готовимся открыть у нас на Камчатке "Школу ухода за больными людьми", — поделился председатель Камчатского отделения "Красного креста" Евгений Калинин. — Школа будет находиться в центре краевой столицы, по улице Ленинской, 38. Думаю, что она будет востребована. Мы будем обучать сиделок, младших медсестер, соцработников и, конечно, родственников тех, кто тяжело заболел.

Квота на работу и кабинет на кухне

О том, как человеку с инвалидностью получить работу, какие изменения в этом направлении появились в законодательстве, на встрече рассказала заместитель министра труда и кадрового потенциала Камчатского края Ольга Леушина. 

На сегодняшний день в Камчатском крае, по данным Пенсионного фонда, численность инвалидов трудоспособного возраста — более 6 тысяч человек. Трудовую деятельность осуществляют всего 22 процента из них. В службу занятости обращается ежегодно всего около 170 человек, имеющих инвалидность. Возможности же рынка труда на Камчатке позволяют найти работу примерно 40 процентам обратившихся. 


Замминистра труда Камчатского края Ольга Леушина. Фото: Анастасия Табачинская ИА KamchatkaMedia

— Трудоустройство — это главная цель нашей совместной работы, — рассказала Ольга Леушина. — К нам обращаются люди разных возрастов с разными группами инвалидности, разной степенью подготовки и образованием. Но успех в поиске работы зависит в первую очередь от желания трудиться. Это, пожалуй, главное. Второе обязательное условие, которое необходимо соблюсти всем гражданам, которые обращаются в службу занятости — это наличие индивидуальной программы реабилитации инвалида. Это отправная точка — без нее мы не можем начать работать с гражданами. Данный вопрос нам приходится решать совместно с органами медицинского освидетельствования. Когда мы решим эти вопросы, мы можем заниматься построением карьерной траектории.

Первый специалист, к которому идет человек — это профессиональный консультант, который очень детально знакомится с каждым, проводит различные тестирования, и в итоге совместно с инвалидом выбирает подходящее направление для дальнейшего обучения (если это необходимый этап) или поиска подходящего работодателя.

Обычно события развиваются по одному из трех путей. Это либо путь самозанятости — организация собственного дела, либо трудоустройство на квотируемые рабочие места, либо создание специального рабочего места.

В этом году для людей с инвалидностью, выбирающих путь самозанятости, повысился размер финансовой помощи. Сегодня он составляет 132 тысячи 300 рублей. 

— Обычно этих денег хватает на то, чтобы приобрести необходимые средства технического обеспечения — компьютер, оргтехнику, мебель, оплатить аренду помещения на первое время, заказать рекламу, — пояснила Ольга Васильевна. — После этого мы даем консультацию о том, что человек может обратиться в Фонд поддержки предпринимательства и получить грант либо другую меру поддержки. 

Следующий путь — это трудоустройство на квотируемые рабочие места. Государство закрепило такую возможность в законодательстве еще в 2006 году. И тогда это казалось прорывом! Но в реальности данный механизм показал крайне низкую эффективность. Почему? Потому что некоторые работодатели научились обходить закон. Места квотировались, но зачастую такие, которые по условиям труда не могли быть замещены инвалидами. Закон как бы исполнялся, но номинально. И уж интересы всех желающих получить работу по этому пути не защищал. На Камчатке, например, квотировалось примерно 850 рабочих мест, а трудоустраивалось на них всего порядка 400 человек. 

— Долгое время субъекты РФ, в том числе и Камчатский край, поднимали этот вопрос и добивались того, чтобы он был решен через необходимые изменения в законодательстве, — объяснила Ольга Леушина. —  В этом году наша инициатива была поддержана. В июле были внесены изменения, касающиеся социальной защиты. И теперь законодательство о квотировании считается исполненным только в том случае, если на это квотированное место с человеком оформлен трудовой договор. Думаю, что эта мера нам позволит конечно же ситуацию переломить.

Самым перспективным направлением в деле трудоустройства инвалидов в министерстве труда считают создание для специальных рабочих мест. Пока работодатели пользуются этим механизмом не очень активно. Но на положение дел должны повлиять опять-таки поправки в законе. 

— Я думаю, после того как были внесены изменения в трудовой кодекс, которые уравняли дистанционную работу с обыкновенной, этот механизм заработает гораздо эффективнее, — надеется Ольга Леушина.

— На сегодня работодателю за создание рабочего места для людей с ОВЗ выплачивается компенсация — от 100 до 200 тысяч рублей, в зависимости от группы инвалидности. Кроме того, каждому трудоустроенному инвалиду в течение года осуществляется компенсация зарплаты в размере минимального размера оплаты труда, с учетом районного коэффициента и взносов в фонды.

А если к этому инвалиду приставят наставника, еще и наставнику компенсируют половину этой зарплаты. То есть работодателю становится выгодно создать это рабочее место.

Лада КАЛИНИНА

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость