Евгений Миронов: Мы очень вовремя задумали театральный фестиваль во Владивостоке

О программе фестиваля, помощи молодым и любви к Владимиру Арсеньеву - интервью народного артиста России
Худрук Театра наций Евгений Миронов
Фото: пресс-служба Театра наций

14 сентября 2021. За день до начала первого Международного Тихоокеанского театрального фестиваля (12+) во Владивосток прилетит его инициатор — народный артист России, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов. В эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia он рассказал, в каком спектакле сыграет, назвал имена знаменитых участников фестиваля и своих друзей в Приморском крае. 

— Евгений Витальевич, как появилась идея провести такой международный театральный фестиваль, и именно во Владивостоке? 

— Началось всё в Южно-Сахалинске, где я был на фестивале современного искусства "Территория" (12+). На этот фестиваль съехались актеры, режиссеры, драматурги почти со всего Дальнего Востока. Молодые ребята из Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского и других городов. И я увидел в их глазах голод: они готовы были терпеть бытовые неудобства, квартирные, но, когда творческий застой, и нет новых идей, нет энергии, возможностей — это гораздо тяжелее. 


Евгений Миронов. Фото: пресс-служба Театра наций

Когда встречаешься с молодыми, то невольно даёшь им надежду, что "где-то там наверху" удастся сказать об этом и что-то наладится. После той встречи я был во Владивостоке, в Хабаровске и подумал о том, что Дальний Восток незаслуженно обделен вниманием. Конечно, в рамках гастрольной программы сюда приезжают лучшие театры России, но внутри жизнь какая была — такая и есть. Где-то лучше, где-то хуже. Спектакли театров Хабаровска регулярно выдвигаются на "Золотую маску", а где-то жизнь просто застыла в 70-х годах прошлого века.

Между тем, у молодых артистов, которые распределялись в эти театры, есть потенциал. Поэтому на встрече с президентом я предложил программу: она касается не только Тихоокеанского театрального фестиваля во Владивостоке — в неё входит также организация гастролей и фестиваль в Хабаровске, который объединит все театры из субъектов Дальнего Востока, до этого мало знавшие друг о друге. 


Евгений Миронов. Фото: пресс-служба Театра наций

Кроме того, в программе есть гранты для молодых режиссёров. Это значит, что театру в Петропавловске-Камчатском, Якутске или другом городе, где есть начинающий талантливый режиссёр, не придётся тратить свои деньги на постановку. Он получает грант и дальше сможет стать участником фестиваля. И ведь много таких молодых, кто хотел бы поехать! Я это знаю по опыту Театра наций, работая с театрами малых городов России. 

И, наконец, международный фестиваль. Приморский край — это такое удивительное место, что я подумал — как же до сих пор никому в голову не пришло провести там международный Тихоокеанский фестиваль. Край нашей страны и такое стечение культурных кодов, традиций! Рядом — Япония, Китай, Корея. А если говорить вообще про Тихоокеанский регион, то там есть и Австралия, и даже Америка; Вьетнам, где своеобразный, очень интересно развивающийся театр. И как не объединить всё это в Приморье, если мы говорим про Россию как про культурную державу.  

Кроме того — отвечая на вопрос, почему Владивосток. Потому что Владивостоку всегда не везло — то революционные, то военные действия; на этот лакомый кусок хотели позариться и американцы, и японцы, китайцы. С приходом советской власти он начал мощно развиваться, а потом надолго стал закрытым городом-портом. Он и территориально далеко, и отрезан был такими условиями, событиями. Но сейчас видно, что ситуация меняется: руководство страны обратило внимание на Владивосток, и делается много шагов для поднятия всех сфер деятельности. Это подтверждают последние события с заявлениями о том, что ещё будет город Спутник, и население Владивостока вырастет до миллиона человек.

И, мне кажется, мы очень вовремя задумали международный театральный фестиваль. О Владивостоке узнают во всём мире и будут рассказывать о том, насколько он ещё и культурно развит. В городе — пять театров, включая Приморскую сцену Мариинского театра.

— Фестиваль организован по президентскому гранту?  

— Нет, он проходит в рамках программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Программа поддержана президентом, и очень рад этому.

Мы, организаторы фестиваля, сейчас, конечно, волнуемся. Над формированием программы работали потрясающие профессионалы под руководством Валерия Шадрина — генерального директор Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Этот фестиваль зарекомендовал себя в Москве и в мире, и мне очень важно, что именно они были составителями программы. Мы совместно занимались. 

Конечно, пандемия внесла свои коррективы, потому что изначально программа была несколько другая — в ней были также Китай, Вьетнам, другие страны Тихоокеанского региона. Но в связи с пандемией он стал мировым театральным фестивалем: приедут представители Армении, Грузии, Аргентины, Швейцарии, Испании — рамки расширились. 

Безусловно, фестиваль делается для дальневосточников. И мы надеемся, что будут зрители не только из Приморья, но и приедут из других регионов ДФО. 

— А профессионалам он может быть интересен? 

— Конечно. Ведь, кроме показа спектаклей, будет ещё и образовательная программа. Это очень важно — артисты, режиссёры и все желающие могут послушать мастер-классы ведущих специалистов по международному театру. Я тоже там буду участвовать. 

И еще одна особенность таких фестивалей — честно говоря, для нашей страны это редкость — после каждого спектакля его создатели общаются со зрителями. Могут ответить на любой вопрос. 

— Какой спектакль покажет на приморской сцене Театр наций, которым вы руководите? 

— Это будет "Дядя Ваня" (12+) французского режиссера, руководителя парижского театра "Одеон" Стефана Брауншвейга. Я играю там вместе с Анатолием Белым, Мариной Александровой, Виктором Вержбицким и другими артистами. На Приморской сцене Мариинского театра спектакли пройдут 7 и 8 октября. 


Евгений Миронов и Юлия Пересильд в спектакле. Фото: Ира Полярная, theatreofnations.ru

— Кто будет вести мастер-классы в рамках образовательной программы — это известные люди? 

— Я думаю, тут дело не в известности, а в профессионализме. Какой он, современный театр? Важно, что мы этим фестивалем говорим о сегодняшнем состоянии мирового театра. На эту тему будет говорить кандидат искусствоведения Елена Федоренко.

Я встречусь со всеми желающими и расскажу о разнице школ, об опыте сотрудничества с зарубежными режиссерами, с которыми работаю большую часть своей жизни. 

Роман Должанский — театральный критик и арт-директор фестиваля "NET — Новый Европейский Театр" (12+) прочтёт лекцию "Театр до и после пандемии". Он тоже расскажет о сложившемся мировом опыте — позитивном и не только. 


Пушкинский театр ДВФУ. Фото: ИА PrimaMedia

"Работа режиссёра с художником" — мастер-класс художественного руководителя Армянского театра "Амазгаин" Нарине Григорян и художника Виктории Риедо-Оганесян. В наше время режиссёр и художник — это соавторы, родители идеи. Это должен быть очень сильный тандем — не как раньше, когда режиссёр поручал сделать то-то и то-то. 

Эти и другие лекции, мастер-классы, творческие встречи в рамках образовательной программы пройдут в Пушкинском театре ДВФУ и в Мариинском театре во Владивостоке. Особое уважение — Роберту Стуруа, который уже в почтенном возрасте, в 83 года, прилетит на фестиваль и даст мастер-класс 27 сентября. Я восхищён, потому что это — настоящая легенда. А 28 и 29 сентября дальневосточный зриетль увидит спектакль-предсказание "Конец игры" (12+), поставленный Робертом Стуруа в Национальном театре им. Шота Руставели.

— Из российских спектаклей, кроме "Дяди Вани" с вашим участием, будет что-то ещё? 

— Да, музыкальный спектакль "Медведь" (16+) по пьесе Чехова, в постановке Владимира Панкова, где заняты Елена Яковлева и Александр Феклистов. Это — саунд-драма: соединение звука и драмы.  


Приморская сцена Мариинского театра. Фото: ИА PrimaMedia

— Вы ведь были уже во Владивостоке в мае этого года. Какое впечатление произвели город и Приморский край в целом? Или раньше уже приезжали? 

— Я как будто магнитом притянут к Приморью последние два года. Началось всё с того, что, побывав во Владивостоке, я абсолютно влюбился в одного вашего знаменитого человека — Владимира Клавдиевича Арсеньева. Он ещё в царской России начал ходить в свои знаменитые походы и писать книги, а закончил при советской власти. Причём это достаточно печальная история, когда его оклеветали. Но сквозь призму этого человека я посмотрел на Приморский край и подумал: боже мой, это просто чудо природы! Ощущение простора, масштаба. Ты чувствуешь себя маленьким муравьём.

Приезжаешь в Москву, где всё поделено на какие-то зоны, или в любой другой европейский город, — и ты часть этого мира. А в Приморье, в арсеньевских местах, есть другой мир, огромный и прекрасный. Только, люди, не вредите — об этом писал Арсеньев. Это удивительная, фантастическая экосистема, которую еще не удалось испортить. И сейчас мне очень нравится бережное отношение к этому краю и то, что работает центр "Амурский тигр".

Кстати, я объехал все места, связанные с Арсеньевым, и могу уже лекции читать. Олег Николаевич Кожемяко, который встречал меня и сценариста фильма и был нашим проводником, показывал всё как специалист. Он всё про это знает досконально.  


Следующая новость
18+
© 2005—2024