1 сентября 2021. Миша Иванов сегодня идет первый раз в первый класс — как и тысячи его сверстников, но с небольшой поправкой: этот класс для него сделала мама. Об опыте открытия частного класса корреспондентам ИА KamchatkaMedia рассказала Мария Иванова.
Белые бантики, море цветов, непотопляемый хит про "буквы разные...". Первое сентября — это, конечно, праздник. Но за ним следуют школьные будни. А это уже совсем другая история. Для каждого — своя, и не всегда позитивная. Но есть такие люди, которые свою историю делают собственными руками! Они не ходят по проторенным дорожкам, а ищут и находят свои пути. Одна из таких смелых мам — наша землячка Мария Иванова — открыла для своего сына Миши частный класс.
— Мария, почему не пошли в обычную школу?
— Миша — мой младший сын, а старший Артем в этом году перешел в 9 класс. То есть опыт обучения в государственной школе у нас имеется. Я наблюдаю за ним все эти годы. Он идет в школу, как на повинность. Надо — значит, надо.
Миша в свои семь лет — очень открытый и любознательный ребенок, я хочу в нем это сохранить. Не хочу, чтобы и для него походы в школу превратились в безрадостную обязанность.
Я не ругаю существующую систему образования. Да, есть объективные причины — в школе на Камчатке дефицит педагогов вообще и высококлассных в частности. САНПИНы тоже подстраиваются под объективную реальность. Раньше они строго регламентировали количество учеников в одном классе. Теперь количество учеников зависит от квадратных метров помещения, где занимаются ребята. Исходя из того, что на одного человека должно быть чуть больше двух квадратных метров. То есть, если площадь позволяет, то в классе будет и 30 учеников! Метры учитываются, а то, что на всех ребят остается один учитель — не очень как-то берется во внимание! Учителя просто не хватает на полноценную работу с каждым учеником. Мое решение не столько про то, что в школе плохо, сколько про то, что я могу дать своему ребенку чуть больше.
Мария Иванова. Фото: Архив Марии Ивановой
— Наверное, каждый родитель желает своему ребенку лучшего. Но открыть самостоятельно частную школу — это огромная ответственность… Откуда силы на такой радикальный шаг?
— Да, думать — это одно, действовать — другое. Но мне, наверное, было легче решиться на такой проект. Потому что я ведь не на пустом месте реализовывала эту идею. Полтора года назад мы с моей коллегой создали "Центр профессий будущего", занимаемся профориентацией, помогаем нашим камчатским ребятам выбрать актуальную и подходящую для них профессию и начать ее осваивать. Мы под этот проект получили субсидию от центра "Мой бизнес", эти средства позволили нам арендовать хорошее помещение и сделать в нем ремонт. И лицензию на дополнительное образование мы тоже получили. То есть мне было сильно проще действовать, чем человеку, который не имеет такой базы. Близилось время отдавать сына в первый класс. И я приняла решение сделать этот класс самостоятельно.
— В рамках закона такая возможность имеется?
— Да. Но давайте разбираться. По закону об образовании у каждого родителя есть возможность учить ребенка двумя способами. Первый способ — в школе (государственной или в частной, у которой есть лицензия и которая прошла аттестацию). И второй способ — это семейное обучение. Вот в этом случае родитель сам учит своего ребенка. Как он это делает? Самостоятельно ли изучает с ним все предметы? Нанимает ли репетиторов? Использует ли онлайн-площадки, которых сейчас в интернете появилось великое множество? Или отводит в такие классы, как наш? Это уже личное дело каждого. Главное — по итогам полугодия (года) аттестоваться через школу — то есть через систему тестов и контрольных работ показать, что ребенок получил знания в необходимом объеме. Что касается частных школ…
На сегодня у нас на Камчатке нет ни одной частной школы. Почему? Потому что для того чтобы открыть ее, необходимо выполнить огромное количество требований.
И первое из них — отдельно стоящее здание, соответствующее всем САНПИНам, имеющее спортзал, столовую и пр. Пока такой возможности никто не нашел. В нашем случае речь идет не о частной школе, а именно о частных классах. То есть действует такая схема: родители записывают ребенка в школу, оформляют семейное обучение… А дальше мы обучаем ребят в своем классе. А аттестовывать детей мы будем в школе, раз в год. На аттестацию наших учеников мы заключили договор с Санкт-Петербургской частной школой "Эпиграф", которая работает успешно уже более 20 лет и имеет лицензии и все необходимые документы. По такому принципу у нас в Петропавловске работает уже четыре учреждения семейного образования.
— А программу с учениками вы проходите все ту же, что изучают и в школах? И никаких проблем у детей, которые захотят после вашего класса продолжить обучение в государственном учреждении, не будет?
— Тот необходимый набор знаний и умений, который ученик должен иметь к концу первого класса, и который определяют образовательные стандарты, мы предъявим на аттестации. Поэтому никаких несостыковок с государственной школьной программой не будет. У нас будут все обязательные предметы начальной школы, от математики до физкультуры. А вот как и в какой очередности учить — тут у нас свобода. Мы будем заниматься по методике Русской классической школы Ушинского.
К учебному году все готово. Фото: Мария Иванова
— Ребята будут приезжать к нам в наше здание, которое находится в центре города, на улице Ленинградской, в доме творчества. Там с 9 до 13 часов будет проходить 4 урока в день (один раз в неделю — 5 уроков). У нас рядом есть городской стадион, детская площадка, где мы будем гулять и активно отдыхать. Также мы будем кормить ребят горячими завтраками. На выходных или в свободное время у нас будут интересные поездки и экскурсии.
— Мария, как у вас в классе прошло 1 сентября?
— Ребята с родителями приехали красивые и нарядные, мы проведели официальную часть открытия нашей школы и классный час. А потом нас ждал праздник в детском клубе, где мы рисовали яркими красками и веселились.
— Кто будет детям преподавать? Легко ли было найти педагога?
— Это была очень сложная задача. Учителя, работающие в государственных школах, с осторожностью рассматривали этот вариант трудоустройства. Потому что пока мы по соцпакету не можем конкурировать с государством. Но базовая зарплата у нас все же выше. В итоге мы нашли очень хорошего опытного учителя — Любовь Николаевну Козлову. Она в обычной школе уже некоторое время не работала, но активно занималась частной практикой.
Учитель Любовь Николаевна с учениками частного класса. Фото: Мария Иванова
Было приятно и радостно встретить человека, с которым сходятся взгляды на образование, который понимает, что наша школа будет не только про буквы и цифры, но, во многом, про общение, про личность ребенка. Мне очень хочется, чтобы мой сын не стеснялся иметь и озвучивать свою точку зрения, умел ее обосновать, мог выслушать и других людей. Чтобы он понимал, что могут существовать разные взгляды на одну проблему, понимал, что такое свои и чужие границы.
Мог постоять за свое, не оскорбляя другого человека. Мне хочется, чтобы дети в нашем классе учились в атмосфере уважения — к себе самому и к окружающим. Это для меня очень важно.
— У многих о частных школах представление такое: это блажь для детей миллионеров. Ну это и понятно, ведь о подобных школах здесь на Камчатке мы слышим только в контексте новостей о детях звезд шоу-бизнеса. Я знаю, что обучение у вас в классе стоит 18 тысяч рублей в месяц… Но если разложить эту сумму по полочкам — аренда, зарплата учителю, уборка, питание, получается, что вы совсем ничего не зарабатываете?
— Совершенно верно. Это изначально не коммерческий проект. Я делала класс для своего ребенка. В тех частных классах и школах, где для создателей — это бизнес, обучение действительно стоит гораздо дороже.
– Сколько детей будет ходить в ваш класс?
— Ну вот по тем же САНПИНам в нашем помещении может обучаться и 20 детей. Но во время летних досуговых смен работы нашего центра мы пришли к выводу, что наиболее комфортное количество учеников под наши возможности — это 12 человек. 10 человек уже записались к нам, родители одного ученика еще на стадии принятия решения. И, по сути, у нас осталось всего 1 вакантное место.