14 июля 1804 года после пяти с половиной месяцев плавания в порт Петропавловска вошел шлюп "Надежда" под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна, совершавший из Кронштадта вместе со шлюпом "Нева" первое русское кругосветное путешествие. Экспедиция проводила географические исследования в Тихом океане и доставила грузы на Камчатку и в Русскую Америку.
На шлюпе "Надежда" прибыл на Камчатку и Григорий Иванович Лангсдорф, уроженец Германии, выпускник Геттингенского университета, врач по профессии. Он затем, до 1867 года, трижды побывал на Камчатке. Г. И. Лангсдорф изучал ее географию, животные ресурсы, административное устройство. Им были внесены предложения об изменении управления Камчаткой, о переносе ее столицы из Нижне-Камчатска в Петропавловскую гавань. Его идеи легли в основу нового положения о Камчатке.
Первое кругосветное плавание, совершенное русскими моряками, прошло успешно. С этого времени дальние морские экспедиции стали обычным явлением для русских и опровергли домыслы иностранных "специалистов" о неспособности русских к плаваниям в океанах.
Военный шлюп "Надежда" был куплен специально для кругосветной экспедиции в Англии и прежде назывался "Леандр". Наименование "Надежда"ему было присвоено уже в русском флоте, и поскольку он был включён в состав РИФ, то имя ему соизволил из представленного на Высочайший выбор списка дать Государь Император.
"Надежда" была спущена на воду в 1800 году. По классификации кораблей Англии того времени — "sloop". Наибольшая длина по корпусу — 34,2 метра, длина по ватерлинии — 29,2 метра. Наибольшая ширина — 8,84 метра. Водоизмещение — 450 тонн, осадка — 3,86 метра, экипаж 58 человек. Шлюп был построен для коммерсанта T. Хаггинса для торговли между Англией и Африкой.
После возвращения из путешествия, осенью 1808 года, "Надежда" была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д. Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно, затёртое льдами у берегов Дании, погибло.
14 июля 1854 года началась спешная подготовка к обороне Петропавловского порта для защиты от Англо-французской эскадры. Необходимо было не только соорудить новые укрепления, но и произвести военную подготовку гарнизона. Гарнизон Петропавловска насчитывал всего 125 человек и состоял из команды 46-го флотского экипажа, камчатских казаков, писарей, денщиков. Эти ничтожные силы увеличились благодаря заходу в Петропавловск фрегата "Аврора", команда которого насчитывала 284 человека. На военном транспорте "Двина" прибыли 350 солдат сибирского сводного батальона. На "Двине" прибыл инженер-поручик Константин Мровинский, единственный квалифицированный военный инженер.
Фрегат. Фото: anashina.com
Выдержки из дневника Ивана Николаевича Изыльметьева на 14 июля 1854 года: "Главный командир Петропавловского порта Генерал-майор Завойко, приказом по Петропавловскому порту, уведомил о получении им известия от Генерального консула Американских штатов на Сандвичевых островах, что между Россией, Англией и Францией объявлена война, что находящиеся в Тихом океане Российские порты объявлены в блокаде и отправлен из Англии винтовой фрегат для отыскания нашего фрегата. В тоже время, приказом от Главного командира, фрегату " Аврора " велено быть в совершенной готовности отражать нападение неприятельских судов".
Парусный фрегат "Аврора" относится к типу русских фрегатов XIX века "Спешный". Был заложен 23 ноября 1833 года на Охтенской верфи. Руководил постройкой подполковник Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов, потомственный кораблестроитель, один из лучших русский корабельных инженеров того времени. Спущен 27 июля 1835 года, вошёл в состав Балтийского флота.
Фрегат имел следующие размерения: водоизмещение — 1940 тонн; длина — 48,52 метра; ширина — 12,6 метра; глубина трюма — 3,874 метра; осадка — около 4 метров. Экипаж насчитывал 300 человек. Фрегат, несмотря на официальный 44-пушечный ранг, был вооружен 34 пушками (24-фунт.) и 24 карронадами (24-фунт.).
14 июля 1960 года УТРФ принял на баланс прибывший из Владивостока рефрижераторный пароход "Комсомолец Арктики", построенный в Германии еще в 1897 г. (стоимость 900 000 руб.), водоизмещением 7 190 т и машиной в 1 280 л. с., его длина превышала девяносто восемь, ширина — тринадцать метров. Машина развивала мощность 1 340 л. с., валовая вместимость составляла 3 450 тонн, скорость хода — одиннадцать миль в час. Капитаном судна назначен М. А. Васильев.
Рефрижераторный пароход. Фото: fleetphoto.ru
В апреле 1961 г. пароход отбуксировали в бухту Иматра, где в путину он принимал и обрабатывал сельдь. В ноябре 1961 г. его законсервировали на месте, а ввиду навигационной недоступности бухты зимой и невозможности подвоза снабжения и оказания помощи экипажу (населенных пунктов поблизости нет), экипаж решили снять. При консервации удалили всю воду из балластных танков, откачали льялы, разобрали трубопроводы. 7 ноября 1961 г. экипаж отправился в Петропавловск, а на месте остались 3 человека, на период стоянки в бухте других судов, с проживанием на плавбазе "Эскимос". Когда "Эскимос" тоже ушел в Петропавловск, пароход остался совсем без присмотра.
В декабре 1961 г. судно осмотрели с "Кишинева", в январе 1962 — с СБС "Бдительный", тогда обнаружили крен 8 градусов на левый борт, а 27 марта судно обследовали с самолета и нашли его в "прежнем состоянии".
В апреле 1962 г. морской буксир "Прилив", прибывший в бухту Иматра с командой для ПР "Комсомолец Арктики" обнаружил, что рефрижератор затонул. Для выяснения причин случившегося 21 апреля создана комиссия КРП под руководством М.Т.Старшинова. Старый пароход лежал на глубине 25 метров. Убытки от гибели судна, только по материалам и инвентарю на борту, составили 22 576,40 руб.
Из выводов комиссии: причиной гибели судна вероятно стало поступление воды в один или несколько отсеков через слабую, поврежденную льдом наружную обшивку корпуса, а также талой воды через водотечную верхнюю палубу от скопившегося за зиму огромного количества снега. Смещение воды увеличило крен, судно легло бортовыми иллюминаторами на лед, их стекла продавились, устремившаяся внутрь вода вместе с большими весовыми нагрузками (лед, снег на верхних палубах) завершили опрокидывание. Виновных в гибели судна не усмотрено.
С 14 июля 1896 по 31 августа 1897 года во время посещения Алеутских островов на военных кораблях "Спартан" и "Линнет" вблизи Петропавловска, в Укинском заливе, у Караги и на острове Карагинском побывал английский орнитолог Джеральд Баррет-Гамильтон. Им собрано 69 шкурок, а всего отмечено 56 видов птиц.
Первыми публикациями были: краткое сообщение о птицах этих районов, первоописание камчатской кедровки Nucifraga caryocatactes kamtschatkensis и краткая заметка о посещении острова Карагинского. Затем опубликована статья, обобщившая все сведения автора с интересными фаунистическими находками. В частности, добыт птенец гаги-гребенушки Somateria spectabilis (L.); до сих пор — это единственное из доказательств гнездования вида на Камчатке. И сообщается о находке пролетной особи сибирской завирушки Prunella montanella (Pall.).
Первый русский рыбопромышленник на Камчатке Гринвальд, доверенный Русского товарищества котиковых промыслов, привез в 1897 г. на реку Столбовую 48 японцев-рыбаков промышлять и солить рыбу японским сухим способом без бочек. Кроме этого, Гринвальд послал японцев в устье р. Камчатки, которые так рьяно вылавливали здесь рыбу, что 14 июля 1897 года жители села Ключевского жаловались начальству о том, что в реке нет рыбы и они поэтому будут голодать. В 1899 г. Гринвальд расширяет свой промысел, используя японских рабочих, — они вылавливают Гринвальду в три раза больше по сравнению с 1898 года. Вся упромышленная японскими рабочими рыба уходила в Японию, и Русское товарищество имело большие барыши.
Конфискованная японская шхуна, 1905 г.. Фото: lot1959.livejournal.com
14 июля 1918 года, через три дня после переворота, после долгого перерыва в Усть-Большерецк прибыл японский крейсер "Мусаши-Кан". "Причина захода… нам неизвестна. Приходили в селение двенадцать человек с переводчиком, спрашивали о количестве большевиков. Через десять дней будут обратно", — писала тогда газета "Камчатский вестник". "Мусаши-Кан" пришел в Петропавловск в конце июля, его стоянка продлилась всего несколько дней, и в начале августа он уже покинул Авачинскую губу. Через несколько дней корабль вернулся, но уже с японским консулом на борту.
Вооружённое транспортное судно. Фото: hush.gooside.com
14 июля 1942 года решением Пенжинского райисполкома рассмотрен вопрос о развитии ездового собаководства в районе.
На Аллее Флота находится мемориал, посвящённый памяти рыбаков, затонувших на судах в море. символ памяти по экипажам четырёх кораблей, пропавших в просторах Тихого океана в период с 1938 по 1960 годы. Памятная стела была открыта в День рыбака 14 июля 1996 года.
Памятная доска погибшим морякам и судам. Фото: администрация ПКГО