Камчатка 11 июля: антисоветский заговор и большой поход

Этот день в истории - листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Петропавловск-Камчатский. 1920-1923 гг.
Фото: из фондов КГКУ ГАКК

Антисоветский заговор

В конце 1917 года в Петропавловске-Камчатском был создан Совет солдатских и рабочих депутатов во главе с большевиком Иваном Емельяновичем Лариным. В январе 1918 года на большом митинге Совет был объявлен высшей властью на полуострове.


Дом Советов. Фото: pastvu.com

Однако 11 июля 1918 года отряд под командованием поручика А.П. Токаревского, состоявший из 25 казаков, прибыл в столицу полуострова и, усилив свой состав жителями города, захватил власть. На следующий день все члены городского и областного Советов были арестованы и направлены во Владивосток.

Ориентированные на Правительство Автономной Сибири либеральные политические силы смогли реализовать свои планы. Новая власть приступила к восстановлению управленческих структур региона. Областной Комитет для поддержания своей власти в столице края сформировал вооруженную команду. Такие же вооруженные отряды были созданы в некоторых селах области.

Важно отметить, что в реализации планов антисоветского выступления заговорщики имели связь с представителями японских властей на полуострове. Не последнюю роль в поддержании этих связей играл А.А. Пурин. Обвинения в желании продать Камчатку Японии звучали и в обвинениях, которые предъявляли Пурину его политические противники в лице утвердившихся во власти в регионе после апреля 1918 года.

Что такое "Мару"?

11 июля 1922 года на острове Медном промысловый надзор задержал шлюпку с пятью японцами со шхуны "Хичиман-Мару". Сама шхуна успела скрыться в море.


Японская шхуна. Фото: zhurnal.lib.ru

Историки флота давно интересуются происхождением японского приставки-суффикса "мару" (丸) в названиях кораблей, однако к единому мнению по этому вопросу так и не пришли. Более того, если обратиться за объяснениями к японским словарям, то обнаружится, что ни в одном из них "мару" даже не ассоциируется со словами "море", "океан", "судно", "корабль". У японцев этот иероглиф обозначает такие понятия, как "круг", "идущий вокруг", "шарик", а также "законченность", "высшая степень чего-либо".

Почти все названия торговых и промысловых судов Японии оканчиваются на слово “мару”: “Ивате Мару”, “Токио Мару”, “Хидака Мару”, “Одесса Мару” (судно построено в Иокогаме и названо в честь города-побратима). У моряков даже есть интернациональное жаргонное слово “мару-шип”, которым именуются все японские суда.

Общеизвестен тот факт, что слово “мару” стали прибавлять к названиям японских судов в начале XII века. 

Прошло немало веков, но многие японцы продолжают верить, что “мару” поможет морякам в тяжелой работе и будет способствовать выгодности морских перевозок.
Как дань этой древней традиции, в 1900 году министерство морского флота Японии в особой директиве рекомендовало судовладельцам при регистрации торговых судов добавлять к названию “священную” приставку “мару”. Однако в 2001 году это положение было отменено, и на некоторых японских судоходных линиях вошли в моду европейские названия. В результате “мару” стало исчезать из судовых названий.

Все на фронт!..

К вечеру воскресенья, 22 июня 1941 года, в Петропавловске стало известно о нападении фашистской Германии на СССР. Радио было не везде. Поэтому, несмотря на то, что на западной границе уже вовсю шла война, камчатская глубинка об этом еще не знала. Около недели потребовалось, чтобы донести эту информацию до маленьких селений, удаленных рыбокомбинатов, кочевий. На западном побережье получили сообщение о войне 23-24 июня. На севере — 26-27 июня.

По всем районам области начался призыв в Красную армию. Мобилизации подлежали мужчины 1905-1918 гг. рождения — в возрасте от 23 до 36 лет. А в августе 1941 г. в связи с восполнением боевых потерь и созданием резервов были мобилизованы военнообязанные 1890-1904 гг. рождения и призывники 1923 г.р. 


Военная подготовка жителей Петропавловска. Фото: Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова

На 11 июля 1941 года к 21:00 было вручено 2345 повесток. Повестки получили работники судоремонтной верфи, "Камчатторга", "Камчатрыбстроя", порта, Петропавловского совхоза, жестяно-баночной фабрики, управления связи, "Акотехснаба", "Акостроя".

Как сообщали работники городского военкомата, чтобы выполнить этот приказ наркома обороны, им приходилось работать до 12 часов ночи. Кроме выписки повесток, районные органы власти решали вопросы о доставке призывников в Петропавловск. Большая часть мобилизованных была оставлена на Камчатке и пополнила воинские соединения, расположенные в Приморье, т.к. у границ Дальнего Востока стояла хорошо вооруженная и готовая к вторжению японская армия. Но немалое количество призванных было направлено на фронт. 

Большой поход

В 1964 году Камчатский областной совет по туризму организовал пешеходную экспедицию на восточное побережье Камчатки для описания туристических маршрутов на Карымский вулкан и Карымское озеро, в Долину гейзеров, на Узон, Кроноцкое озеро и Тюшевские горячие источники.

Руководителем экспедиции был уже хорошо известный в те годы камчатский турист Владимир Иванович Семенов. С В. И. Семеновым в поход пошли трое человек, среди которых был только один опытный турист. Для длительного и трудного путешествия такого количества было явно недостаточно. Поэтому Семенов пригласил в группу "диких" туристов, которые с удовольствием согласились. 

Экспедиция длилась с 11 июля по 1 сентября 1964 года. Карымский вулкан и Карымское озеро, Долина гейзеров, вулканы Кихпиныч и Крашенинникова, кальдера вулкана Узон, Кроноцкое озеро, поселок Богачевка, река Тюшевка — опорные точки, не считая маленьких побочных маршрутов.


Мостик через реку Гейзерную. Фото: foto-history.livejournal.com

В составе экспедиции было 12 человек: Владимир Иванович Семёнов, Виктор Григорьевич Коновалов, молодые врачи областной больницы Маргарита и Людмила, одиннадцатилетний подросток Костя Клещев и учащиеся средней школы № 7 города Петропавловска-Камчатского, одиннадцатиклассники — Юрий Бархатов, Анатолий Ечевский, Лина Клемина, Геннадий Кувакин, Александр Науменко, Георгий Пюкке.

Первый маршрут пролегал на Карымский вулкан и озеро Карымское. Поход длился 15 дней. Второй поход был в Долину гейзеров. По его маршруту летом 1964 года был открыт всесоюзный туристический маршрут № 264. Начальником его был Юрий Малюга.

Авария на море

11 июля 1978 года в 13:32 сахалинского времени в 120 милях юго-восточнее острова Шикотан в условиях плохой погоды столкнулись плавбаза "Ламут" ПБТФ и производственный рефрижератор "Ирбит" ПБРХФ. Последний получил пробоину в правом борту размером 7 на 3 м ниже ватерлинии на 70 см. Трюм № 1 и находившаяся в нем продукция были затоплены, судно снято с промысла и поставлено в аварийный ремонт.

Расследование аварии, проведенное Дальгосрыбфлотинспекцией, показало, что ее причиной стала "завышенная скорость плавания в условиях ограниченной видимости при плавании в группе судов". Прямые виновники столкновения — капитан и второй помощник лишены дипломов на максимальный срок — двенадцать месяцев, дело передано в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности. "Ирбит" ремонтировался 36 дней, убытки составили 352 тыс. руб.

Плавучая рыбообрабатывающая база "Ламут" построена в Японии в Осаке фирмой "Хитачи". Спущена на воду в 1959 году. "Ламут" предназначался для приема в море от траулеров рыбы-сырца, выработки из нее соленой продукции и ее хранения в охлаждаемых трюмах. Кроме производственных задач, плавбаза, являвшаяся самым большим камчатским рыбопромысловым судном, была "островом", на котором промысловые суда могли получить топливо, воду продукты, а их команды — небольшой отдых, медицинское, бытовое и культурное обслуживание.


Плавбаза "Ламут". Фото: fleetphoto.ru

Судно имело длину 110, ширину 16 и осадку 6,0 м, его валовая вместимость составляла 4 982 тонн. Главный дизель мощностью 3 360 л. с. сообщал плавбазе ход в 14,5 узлов. Ее экипаж насчитывал 147 человек, в том числе 80 рыбообработчиков.

Также в этот день

11 июля 1728 года Витус Беринг объявил комиссарам, управителям камчатских острогов, о недопустимости несправедливого отношения к местному населению.

11 июля 1779 года скончался Чарльз Кларк и был похоронен в Петропавловске с воинскими почестями. Памятник Ч. Кларку установлен в Петропавловске на улице Ленинской. В России это единственный памятник, который напоминает о третьей кругосветной экспедиции под руководством Джеймса Кука. Чарльз Кларк участвовал в первом и втором кругосветном путешествии Кука, а в третьем плавании был его помощником. После того как Кук погиб, Кларк возглавил экспедицию. Когда корабли направлялись к берегам Чукотки, в апреле 1779 года они зашли в Петропавловскую гавань, чтобы пополнить запасы продовольствия и воды.


Встреча англичан с русскими в Петропавловской гавани в 1779 г.. Фото: из статьи "Календарь знаменательных и памятных дат по Камчатскому краю на 2019 год", сост. И. В. Кисличенко

11 июля 1920 года облисполком публикует сообщение об избирательной комиссии по выборам во Временное Народное Собрание Дальнего Востока, куда должны войти представители Трудового союза служащих и рабочих и городской Управы. Комиссия поручает проведение выборов Петропавловскому самоуправлению.

Народное Собрание Дальнего Востока — представительный орган, действовавший во Владивостоке в 1920-22 гг.. Выборы в Народное собрание прошли летом 1920 года на основе всеобщего избирательного права. Собрание обладало законодательной властью, правом надзора за установлением налогов и пошлин, заключением займов и международных договоров. Законопроекты, принятые Народным собранием, должны были утверждаться Временным правительством Приморской областной земской управы, имевшим право вето. Законодательная инициатива принадлежала депутатам и членам правительства. Большинство на выборах получили представители социалистического блока (коммунисты, меньшевики, эсеры). Оппозиционное меньшинство — кадеты, монархисты, представители цензовой буржуазии. 

11 июля 1960 года Совет Министров РСФСР принял постановление № 1057 "О замене женского труда на морских судах флота рыбной промышленности". Предприятия обязывались освободить женщин от работы на промысловых, поисковых и приемно-транспортных судах и перевести их на другие места. Женщин следовало полностью заменить мужчинами до 1 октября 1961 года. Исключение составляли плавучие заводы и базы, БМРТ и рефрижераторные суда.

11 июля 1966 года в бухте Командор на острове Беринга (Алеутский район) был открыт памятник Витусу Берингу. 

В честь 225-летия открытия Командорских островов жители Никольского и военные моряки поставили памятник Витусу Берингу — каменную стелу-постамент с макетом судна Беринга — пакетбота "Св. Пётр" на вершине. На стеле надпись: "Витусу Берингу от жителей командор и моряков Тихоокеанского флота".


Памятник Витусу Берингу в селе Никольском (Командорские острова). Фото: vbgcity.ru

11 июля 1968 года управление флота выделило 18 сотрудников для участия в воскреснике по озеленению Петропавловска. Ответственным за это назначен заместитель начальника Я. Н. Лукьянов. 


Субботник на улице Мира в Петропавловске. Фото: pkzsk.info

11 июля 1968 года КРП предписал флоту передать Магаданскому рыбопромышленному тресту теплоход "Поярков". Но 16 сентября этот приказ был отменен.

11 июля 1969 года решением Камчатского облисполкома было организовано Управление местной промышленности. Его основными задачами являлось производство товаров народного потребления из местного сырья и материалов.


Ул. Ленинградская. Начало 1970-х. Фото: Из фондов КГАУ ГАКК

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость