Камчатка 5 июля: инструкция Миллеру и мечты о подвесной дороге

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Миллер и Ломоносов
Фото: samlib.ru

Инструкция Миллеру

5 июля 1733 года утверждена инструкция Академии наук профессору Герарду Фридриху Миллеру об описании жизни народов Сибири и Камчатки.

Герард Фридрих Миллер (1705-1783) — уроженец Вестфалии — одной из германских земель, получил степень бакалавра в Лейпцигском университете. При открытии Академии наук был приглашен в Россию и вскоре получил должность преподавателя латинского языка, истории и географии в академической гимназии.

В 1733 Миллер вместе с акaдемиком-натуралистом И. Г. Гмелиным отправился во Вторую Камчатскую экспедицию во главе с легендарным Витусом Берингом. Десять долгих лет провел он в суровой Сибири, не попав, правда, на Камчатку, но зато объездив всю Западную и Восточную Сибирь от Березова до Якутска и Нерчинска. Исследователь занимался разбором богатейших сибирских архивов, делая выписки и копируя многие документы. Одновременно он знакомился с географией и этническим составом населения, языками и фольклором.

Отдельная тема — история и управление городов и уездов, для чего были составлены специальные анкеты. Несмотря на то, что характер ответов на данные анкеты весьма варьировался в зависимости от прилежности местной администрации (от суперкоротких до пространных), был собран обширный и ценный материал. Весь огромный компендиум исторических материалов, собранных ученым, составил 30 томов — так называемых "портфелей Миллера". Они хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве.

Десять лет напряженной работы способствовали дальнейшему формированию Миллера как ученого, сделали из него крупного специалиста в области истории, географии, этнографии, генеалогии.

Вскоре после возвращения в Петербург Миллер представил предложение об учреждении при Академии Наук исторического департамента. По сути дела, это был план исторического изучения России, рассчитанный на много лет. К сожалению, пробить щиты российской бюрократии энергичному немцу было не по силам. Зато он получил поощрение в своей работе над историей Сибири.

"История Сибири" была написана Миллером на немецком языке. Первый том впервые вышел в свет на русском языке под названием "Описание Сибирского царства... Книга первая". Ряд глав в последующем был издан на русском и немецком языках. В полном объеме сочинение, включающее 23 главы, так и не увидело свет. Лишь в кратком изложении все её главы были опубликованы в 1768 г. на немецком языке, а в 1774 — в переводе на русский.

Мечты о подвесной дороге

4-5 июля 1956 года происходило заседание пленума обкома КПСС, на котором начальник Главкамчатрыбпрома Н. А. Ваняев говорил о необходимости строительства железной или подвесной дороги на Камчатке. Он также сам и ответил на свой вопрос, почему этого до сих пор не произошло: "Одной из основных причин задержки в разрешении проблемы больших строек является, то что мы очень медленно и плохо ведём строительство ранее разрешённых нам объектов. Нам справедливо говорят: постройте сначала то, что вам разрешено, а потом ставьте новые вопросы…". 

Документов, проясняющих дальнейшую судьбу подвесной магистрали, к сожалению, нет. Но факт есть факт: это была последняя попытка устройства железнодорожного пути на полуострове. 

В то время на Камчатке существовали небольшие отрезки железнодорожного полотна. Ими являлись узкоколейные дороги или, как их называли "дековильки" (по имени изобретателя инжинера Дековиля), протяженностью несколько сотен метров. Самая первая из них, по сведениям, приведённым в книге В. П. Кускова "Камчатские были", была сооружена при Петропавловском маяке на рубеже XIX и XX веков. 


Район местонахождения рельсовых путей узкой колеи на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году. Фото: infojd.ru

Узкоколейки применялись и на рыбных промыслах. По свидетельству очевидца, датируемому летом 1918 года, такая дорога имелась на крупнейших русских рыбоконсервных предприятиях — заводах предпринимателей Демби в Усть-Камчатске: "Интересно отметить, что на "дековильке" движущую силу дают собаки, которые с радостным лаем вперегонку катят по рельсам тяжёлые вагонетки с грузом и пассажирами". 

Общая протяженность узкоколеек, применявшихся в рыбной промышленности Камчатки в 1940 г., равнялась двадцати трём километрам. В 1951 г. она превысила сорок два, а в последующие годы в связи с активным развитием других видов внутризаводского транспорта заметно сократилась, составив на 1961 г. всего около девяти километров.

Еще одна "дековилька" с начала ХХ века действовала в Петропавловском порту. Ее вместе с новой пристанью в 1906-1907 гг. соорудило "Камчатское торгово-промышленное общество", некогда монопольный пользователь природных богатств полуострова.

Новую узкоколейную железную дорогу общей протяженностью пять километров решили проложить в ходе работ по строительству капитального морского торгового порта и реконструкции рыбного порта АКО, проводившихся в годы Великой Отечественной войны.

В портах отсутствовали площадки для размещения прибывавших из США грузов, поставлявшихся в СССР в рамках союзнической помощи. По генеральному плану развития портов, составленному 1944 г., склады намечалось разместить в районе Култучного озера и в устье ручья Поганка. Для этого там путем намывки грунта намеревались создать грузовые площадки. Для сообщения этих вновь созданных территорий с причалами нужно было проложить железнодорожную ветку с широкой колеей через Озерновскую косу вокруг Никольской сопки, пересекая мыс Сигнальный, к району генгрузов порта и далее к устью Поганки.

Из пяти километров ее длины полтора должны были проходить по прибрежной полосе. Производство скальных и земляных работ на участке дороги порт — Озерновская кошка намечалось на 1944 г. Параллельно с ними должны были идти изыскания для выяснения возможности строительства аналогичной ветки до судоверфи в бухту Раковую. Но этот прожект не сбылся.

По рельсам в порту перемещались собранные в 1944-1945 гг. портальные краны, поставленные на Камчатку из США. Рельсовые пути в этом качестве используются в обоих портах Петропавловска и поныне.

Также в этот день

5 июля 1996 г. — образование подразделения собственной безопасности в УВД области.

Подразделение было призвано обеспечить неукоснительное соблюдение законности среди сотрудников и работников камчатской полиции, жестко и бескомпромиссно очищать ряды защитников правопорядка от тех, кто своими действиями дискредитирует в глазах населения органы внутренних дел, преступая закон. Еще одной приоритетной задачей была защита полицейских от необоснованной клеветы и жалоб со стороны граждан.

5 июля 1930 г. в помещении бывшего Дома крестьянина в Петропавловске открылись детские ясли. Родители записали в них двадцать четыре малыша, но приносили ежедневно гораздо меньше. Причиной называлась слабая осведомлённость матерей и отчасти боязнь отдать своего дитей в чужие руки, а также "непривычка к коллективному воспитанию". Преимуществом яслей перед домашним воспитанием называлось лучшее и более рациональное питание и уход, "чем это он получает дома в отсутствие родителей, занятых на работе".


Дом малютки. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова

На ближайшем собрании матерей намечалось избрать комсод яслей. Ему и следовало провести широкую разъяснительную работу среди женщин, "в особенности работающих на производстве и жён рабочих". Правда, быстро выяснилось, что помещение под ясли не очень-то и годится: тесное, сырое и находится на неудобном месте. Администрации яслей и комсоду следовало позаботиться о подборе постоянного, более подходящего здания, "потому что ясли в Петропавловске, при наличии большого количества рабочих и работниц, должны работать круглый год".


Работницы Дома малютки. Фото: из фондов Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость