Пакетбот "Святой Иоанн Креститель"
Пакетбот "Святой Иоанн Креститель" был заложен в Охотске в 1741 г. для экспедиции Шпанберга, строил его мастер Козьмин.
2 октября 1753 г. во главе отряда (гукор "Св. Петр", дубель-шлюпка "Надежда") вышел с грузом из Охотска на Камчатку, но 10 октября 1753 года разбился на мели в устье реки Озерная (у Большерецка); погибли пять человек от холода и весь груз.
Пакетбот представлял собой двухмачтовое (в XIX веке — зачастую трёхмачтовое) скоростное судно, с помощью которого перевозили почту и пассажиров в некоторых странах в XVIII—XIX веках. Вооружение пакетботов включало от 12 до 16 пушек мелкого и среднего калибра. Более поздние пакетботы были паровыми.
В "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" (1897) было дано следующее определения пакетбота:
"Пакетбот — всякое судно, в новейшее время всего чаще пароход, который совершает правильные рейсы между определёнными портами, служа товарному и пассажирскому движениям".
Алеутские острова, XIX век. Из книги А. А. Смышляева «Популярная история Камчатк от древности до 1917 года»
Секретная экспедиция на Алеутские острова
В 1763 г. сибирский губернатор Чичерин донёс императрице Екатерине II об открытии русскими промышленниками "неизвестных мест и нового промысла". При этом он характеризовал промышленников как "самых простых и неучёных людей". Губернатор докладывал о необходимости назначения на их суда морских офицеров, которые бы, не вмешиваясь в промыслы, вели корабельные журналы и составляли подробные описания плаваний.
В 1764 г. Екатерина II приказала Адмиралтейств-коллегии "отправить немедленно по своему рассуждению, сколько надобно, офицеров и штурманов, поруча над оными команду старшему, которого б знание в морской науке и прилежание к оной известно было".
Основной задачей экспедиции было не только описание открытых островов, к которым относили и Аляску, но и закрепление их за Российской Империей, приведение "американцев", то есть алеутов, в российское подданство, а также урегулирование сбора ясака и наблюдение за промышленниками, имеющее целью не допустить нарушения интересов казны.
Начальником этой экспедиции назначили капитан-лейтенанта Петра Кузьмича Креницына. В помощники себе он выбрал капитан-лейтенанта Михаила Дмитриевича Левашова. Экспедиция была секретной, её цели и задачи держались в строжайшей тайне. Моряки везли с собой несколько карт района Алеут, в том числе составленные по материалам Степана Глотова, открывшего Лисьи острова.
В октябре 1765 г. экспедиция в полном составе прибыла в Охотск. В Петербурге очень внимательно следили за действиями отряда Креницына. Екатерина II лично интересовалась этой экспедицией и возлагала на неё большие надежды.
Из Охотска в этот трагический рейс суда вышли 10 октября 1766 года. В густом тумане они вскоре потеряли друг друга. При подходе к берегам Камчатки, у входа в устье реки Большой, налетевшим штормом три корабля были выброшены на берег, а галиот "Святой Павел" разбился в щепки о скалы у седьмого Курильского пролива. Из сорока трёх человек его экипажа погибли тридцать.
17 августа 1767 г. оба судна вышли из Чекавинской гавани и 6 сентября пришли в Нижнекамчатск. Сюда же должны были прибыть по сухопутью остальные члены экспедиции. Во время перехода выяснилось, что бот прогнил, и для плавания не годится. Положение экспедиции становилось критическим. К счастью, в распоряжение Креницына поступил галиот "Святая Екатерина", на котором ранее плавал участник Второй Камчатской экспедиции с пакетбота "Святой Пётр" лейтенант Иоганн Синдт, предпринявший неудачную попытку произвести опись берегов Америки. Галиот нуждался в основательном ремонте, но Кренипын отложил его до следующего года.
В июле 1768 г. галиот "Святая Екатерина" и гукор "Святой Павел" взяли курс на Командоры. Креницын и Левашов стали пионерами научного исследования северо-восточной части Тихого океана.
Ими завершено открытие Алеутских островов. Географические результаты их экспедиции использовались всеми последующими русскими и иностранными исследователями этих вод, начиная с Джеймса Кука. Огромно и политическое значение экспедиции. Русское правительство продемонстрировало миру свою решимость закрепить за Россией земли северной части Тихого океана. В 1780-1790-х гг. вышло не менее шести изданий материалов экспедиции на четырёх языках.
Глеб Леонтьевич Травин, 1930-е гг. Из фондов Псково-Изборского объединённого музей-заповедника
Глеб Леонтьевич Травин
10 октября 1928 года начался одиночный велопробег работника петропавловской электростанции, туриста Глеба Травина вдоль границ Советского Союза. Стартовал и финишировал на Камчатке. Финишировал 24 октября 1931 года.
Глеб Леонтьевич Травин (28 апреля 1902, Псковский уезд — октябрь 1979, Псков) — советский путешественник, велогонщик.
В 1928-1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье общей протяжённостью 27-30 тысяч километров.
Травин любил природу, в юности руководил кружком "охотников-следопытов". Отец научил его науке выживания — находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист Адольф де Грут, объехавший всю Европу. Тогда Травин задумывает совершить более длительное и более тяжёлое по условиям путешествие.
На подготовку к велопереходу ушло 5 лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по Псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело во время службы в армии. После окончания службы отправился на Камчатку, где продолжил свои тренировки на армейском складном велосипеде "Лейтнер".
В велопутешествие Глеб Травин отправился 10 октября 1928 года. До Владивостока он доплыл пароходом, затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-западную часть России — 17 тысяч километров вдоль сухопутных границ.
Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке, пешком — 10-13 тысяч километров. Побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Закончилось путешествие возвращением на Камчатку.
После возвращения Травин тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал заниматься спортом сам и вовлекал в спорт молодёжь. В годы Великой Отечественной войны работал преподавателем военного дела в Камчатском моррыбтехникуме.
В 1962 году вернулся в Псков. Глеб Травин умер в октябре 1979 года.
Путешествию Травина посвящён очерк Вивиана Итина "Земля стала своей", опубликованный в журнале "Сибирские огни" и книге "Выход к морю" в 1935 году. В 1960 году вышла книга А. Харитановского "Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге", выдержавшая несколько переизданий. В 1981 году режиссёром Центрнаучфильма Владленом Крючкиным снят документальный фильм о Травине.
В честь арктического велоперехода Травина комсомольцы Чукотки в июле 1931 года установили памятный знак на мысе Дежнёва.
Именем Глеба Травина названы клубы путешественников в Лозовой, во Львове, в Петропавловске-Камчатском, а также за рубежом — в городах Гера и Берлине. Велосипед, винчестер, компас, документы и фотоматериалы Травина хранятся в Псковском музее-заповеднике.
Костарёв Николай Константинович. Из фондов КГКУ ГАКК
Николай Костарёв
10 октября 1933 года вечером в редакции "Камчатской правды" собрались местные литераторы и рабкоры. На встречу пришёл дорогой гость — самый настоящий писатель, член Союза советских писателей Николай Костарев (Туманов), прибывший на С-55. Он поведал начинающим коллегам о подготовке к Всесоюзному съезду писателей, о роли молодого автора на периферии. После этого долго обменивались мнениями.
Николай Костарев являлся уполномоченным комитета Советского Союза писателей по организации и инструктированию местных филиалов общества и литгрупп, в прошлом он был активным участником гражданской войны на Урале и Дальнем Востоке. В его творчестве дальневосточные темы занимали значительное место. Его перу принадлежали книги "Мои китайские дневники", "Граница на замке", "Короткие разговоры", ряд очерков в газетах и журналах. А в 1933 году он работал по специальному заданию "Известий" над серией публикаций, посвящённых социалистической переделке Дальнего Востока.
Семинар творческой молодёжи. Из справочного издания «Корякский округ: даты, события, факты»
Также в этот день
10 октября 1937 года — в с. Тиличики зарегистрировано Олюторское отделение АКОснабторга, которое 14.09.1939 г. передано в Центросоюз Камчатского облрыбкоопа.
10–12 октября 1939 года — в Палане прошёл слёт охотников-ударников северного куста.
10 октября 1949 года в состав флота включен прибывший в Петропавловск пароход "Хабаровск".
10 октября 1958 года — решением Тигильского райисполкома № 175 закрыта Морошечновская начальная школа.
10 октября 1960 года — решением Карагинского райисполкома № 189 колхоз им. 13-й годовщины Октября объединён с колхозом им. Бекерева с центральной усадьбой в с. Ивашка.
10 октября 1965 года — решением педагогического совета Паланской средней школы-интерната под руководством директора школы Лидии Михайловны Смоленской был организован музыкально-хореографический кружок, названный позже ансамблем "Каюю".
10 октября 1968 года начались занятия на дневном отделении Камчатского филиала Дальрыбвтуза (ныне КамчатГТУ).
10 октября 1970 года — в Палане прошёл Первый съезд женщин Корякского национального округа.
10 октября 1975 года — решением Камчатского облисполкома № 21–18 создан совхоз "Пахачинский" в с. Средние Пахачи Олюторского района.
1–10 октября 1986 года — в Палане по инициативе окружкома ВЛКСМ прошёл первый окружной семинар творческой молодёжи.
10 октября день корабля — ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-150 "Петропавловск-Камчатский".