На северо-восточном побережье Камчатки прогнозируют затопление низменных участков
11:36
Погода на Камчатке 16 декабря: в районах местами снег и метель, в столице без осадков
18:30
Самые популярные новости ИА KamchatkaMedia с 9 по 15 декабря
17:30
Камчатские дети приняли участие в проекте "Газпром добыча Ноябрьск"
17:30
"…-дцать " нот поэта Жанны Германович
15:30
"Газпром добыча Ноябрьск" повысил эффективность водоподготовки на Камчатке
14:30
В городе Елизово на Камчатке проходит ярмарка "Новогодняя корзинка-2024"
13:31
История о самолёте "Советский Север". Часть третья
11:00
На Камчатке объявлено штормовое предупреждение: волны могут достигать высоты 12 метров
09:30
Камчатка 15 декабря: открытие камчатской епархии и землетрясение в Усть-Камчатске
08:50
15 декабря в календаре: День образования Радиотехнических войск ВКС России
07:40
Мусор вывозят просто отвратительно: как заставить УК вовремя забирать отходы
14 декабря, 23:00
В школе вы лишь пинали балду и получали двойки, если не ответите на 8/8 - ТЕСТ
14 декабря, 19:50
Участники Съезда "Единой России" сформировали гуманитарный груз в Курскую область
14 декабря, 16:56
"Единая Россия" провела урок мужества с бойцами СВО для 500 школьников и студентов Москвы
14 декабря, 16:42
Элита страны: "Единая Россия" включит участников СВО в состав руководящих органов партии
14 декабря, 16:36

Камчатка 10 октября: секретная экспедиция и Глеб Травин

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia
Пакетбот XVIII века (на марке СССР, 1987) Из энциклопедии
Пакетбот XVIII века (на марке СССР, 1987)
Фото: Из энциклопедии
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Пакетбот "Святой Иоанн Креститель"

Пакетбот "Святой Иоанн Креститель" был заложен в Охотске в 1741 г. для экспедиции Шпанберга, строил его мастер Козьмин.

2 октября 1753 г. во главе отряда (гукор "Св. Петр", дубель-шлюпка "Надежда") вышел с грузом из Охотска на Камчатку, но 10 октября 1753 года разбился на мели в устье реки Озерная (у Большерецка); погибли пять человек от холода и весь груз.

Пакетбот представлял собой двухмачтовое (в XIX веке — зачастую трёхмачтовое) скоростное судно, с помощью которого перевозили почту и пассажиров в некоторых странах в XVIII—XIX веках. Вооружение пакетботов включало от 12 до 16 пушек мелкого и среднего калибра. Более поздние пакетботы были паровыми.

В "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" (1897) было дано следующее определения пакетбота:

"Пакетбот — всякое судно, в новейшее время всего чаще пароход, который совершает правильные рейсы между определёнными портами, служа товарному и пассажирскому движениям".

Из книги А. А. Смышляева «Популярная история Камчатк от древности до 1917 года»

Алеутские острова, XIX век. Из книги А. А. Смышляева «Популярная история Камчатк от древности до 1917 года»

Секретная экспедиция на Алеутские острова

В 1763 г. сибирский губернатор Чичерин донёс императрице Екатерине II об открытии русскими промышленниками "неизвестных мест и нового промысла". При этом он характеризовал промышленников как "самых простых и неучёных людей". Губернатор докладывал о необходимости назначения на их суда морских офицеров, которые бы, не вмешиваясь в промыслы, вели корабельные журналы и составляли подробные описания плаваний. 

В 1764 г. Екатерина II приказала Адмиралтейств-коллегии "отправить немедленно по своему рассуждению, сколько надобно, офицеров и штурманов, поруча над оными команду старшему, которого б знание в морской науке и прилежание к оной известно было". 

Основной задачей экспедиции было не только описание открытых островов, к которым относили и Аляску, но и закрепление их за Российской Империей, приведение "американцев", то есть алеутов, в российское подданство, а также урегулирование сбора ясака и наблюдение за промышленниками, имеющее целью не допустить нарушения интересов казны. 

Начальником этой экспедиции назначили капитан-лейтенанта Петра Кузьмича Креницына. В помощники себе он выбрал капитан-лейтенанта Михаила Дмитриевича Левашова. Экспедиция была секретной, её цели и задачи держались в строжайшей тайне. Моряки везли с собой несколько карт района Алеут, в том числе составленные по материалам Степана Глотова, открывшего Лисьи острова. 

В октябре 1765 г. экспедиция в полном составе прибыла в Охотск. В Петербурге очень внимательно следили за действиями отряда Креницына. Екатерина II лично интересовалась этой экспедицией и возлагала на неё большие надежды. 

Из Охотска в этот трагический рейс суда вышли 10 октября 1766 года. В густом тумане они вскоре потеряли друг друга. При подходе к берегам Камчатки, у входа в устье реки Большой, налетевшим штормом три корабля были выброшены на берег, а галиот "Святой Павел" разбился в щепки о скалы у седьмого Курильского пролива. Из сорока трёх человек его экипажа погибли тридцать. 

17 августа 1767 г. оба судна вышли из Чекавинской гавани и 6 сентября пришли в Нижнекамчатск. Сюда же должны были прибыть по сухопутью остальные члены экспедиции. Во время перехода выяснилось, что бот прогнил, и для плавания не годится. Положение экспедиции становилось критическим. К счастью, в распоряжение Креницына поступил галиот "Святая Екатерина", на котором ранее плавал участник Второй Камчатской экспедиции с пакетбота "Святой Пётр" лейтенант Иоганн Синдт, предпринявший неудачную попытку произвести опись берегов Америки. Галиот нуждался в основательном ремонте, но Кренипын отложил его до следующего года. 

В июле 1768 г. галиот "Святая Екатерина" и гукор "Святой Павел" взяли курс на Командоры. Креницын и Левашов стали пионерами научного исследования северо-восточной части Тихого океана. 

Ими завершено открытие Алеутских островов. Географические результаты их экспедиции использовались всеми последующими русскими и иностранными исследователями этих вод, начиная с Джеймса Кука. Огромно и политическое значение экспедиции. Русское правительство продемонстрировало миру свою решимость закрепить за Россией земли северной части Тихого океана. В 1780-1790-х гг. вышло не менее шести изданий материалов экспедиции на четырёх языках.

Из фондов Псково-Изборского объединённого музей-заповедника

Глеб Леонтьевич Травин, 1930-е гг. Из фондов Псково-Изборского объединённого музей-заповедника

Глеб Леонтьевич Травин

10 октября 1928 года начался одиночный велопробег работника петропавловской электростанции, туриста Глеба Травина вдоль границ Советского Союза. Стартовал и финишировал на Камчатке. Финишировал 24 октября 1931 года. 

Глеб Леонтьевич Травин (28 апреля 1902, Псковский уезд — октябрь 1979, Псков) — советский путешественник, велогонщик.

В 1928-1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье общей протяжённостью 27-30 тысяч километров.

Травин любил природу, в юности руководил кружком "охотников-следопытов". Отец научил его науке выживания — находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист Адольф де Грут, объехавший всю Европу. Тогда Травин задумывает совершить более длительное и более тяжёлое по условиям путешествие.

На подготовку к велопереходу ушло 5 лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по Псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело во время службы в армии. После окончания службы отправился на Камчатку, где продолжил свои тренировки на армейском складном велосипеде "Лейтнер".

В велопутешествие Глеб Травин отправился 10 октября 1928 года. До Владивостока он доплыл пароходом, затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-западную часть России — 17 тысяч километров вдоль сухопутных границ.

Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке, пешком — 10-13 тысяч километров. Побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Закончилось путешествие возвращением на Камчатку.

После возвращения Травин тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, продолжал заниматься спортом сам и вовлекал в спорт молодёжь. В годы Великой Отечественной войны работал преподавателем военного дела в Камчатском моррыбтехникуме.

В 1962 году вернулся в Псков. Глеб Травин умер в октябре 1979 года.

Путешествию Травина посвящён очерк Вивиана Итина "Земля стала своей", опубликованный в журнале "Сибирские огни" и книге "Выход к морю" в 1935 году. В 1960 году вышла книга А. Харитановского "Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге", выдержавшая несколько переизданий. В 1981 году режиссёром Центрнаучфильма Владленом Крючкиным снят документальный фильм о Травине.

В честь арктического велоперехода Травина комсомольцы Чукотки в июле 1931 года установили памятный знак на мысе Дежнёва.

Именем Глеба Травина названы клубы путешественников в Лозовой, во Львове, в Петропавловске-Камчатском, а также за рубежом — в городах Гера и Берлине. Велосипед, винчестер, компас, документы и фотоматериалы Травина хранятся в Псковском музее-заповеднике.

Из фондов КГКУ ГАКК

Костарёв Николай Константинович. Из фондов КГКУ ГАКК

Николай Костарёв

10 октября 1933 года вечером в редакции "Камчатской правды" собрались местные литераторы и рабкоры. На встречу пришёл дорогой гость — самый настоящий писатель, член Союза советских писателей Николай Костарев (Туманов), прибывший на С-55. Он поведал начинающим коллегам о подготовке к Всесоюзному съезду писателей, о роли молодого автора на периферии. После этого долго обменивались мнениями. 

Николай Костарев являлся уполномоченным комитета Советского Союза писателей по организации и инструктированию местных филиалов общества и литгрупп, в прошлом он был активным участником гражданской войны на Урале и Дальнем Востоке. В его творчестве дальневосточные темы занимали значительное место. Его перу принадлежали книги "Мои китайские дневники", "Граница на замке", "Короткие разговоры", ряд очерков в газетах и журналах. А в 1933 году он работал по специальному заданию "Известий" над серией публикаций, посвящённых социалистической переделке Дальнего Востока.

Из справочного издания «Корякский округ: даты, события, факты»

Семинар творческой молодёжи. Из справочного издания «Корякский округ: даты, события, факты»

Также в этот день

10 октября 1937 года — в с. Тиличики зарегистрировано Олюторское отделение АКОснабторга, которое 14.09.1939 г. передано в Центросоюз Камчатского облрыбкоопа. 

10–12 октября 1939 года — в Палане прошёл слёт охотников-ударников северного куста.

10 октября 1949 года в состав флота включен прибывший в Петропавловск пароход "Хабаровск".

10 октября 1958 года — решением Тигильского райисполкома № 175 закрыта Морошечновская начальная школа.

10 октября 1960 года — решением Карагинского райисполкома № 189 колхоз им. 13-й годовщины Октября объединён с колхозом им. Бекерева с центральной усадьбой в с. Ивашка.

10 октября 1965 года — решением педагогического совета Паланской средней школы-интерната под руководством директора школы Лидии Михайловны Смоленской был организован музыкально-хореографический кружок, названный позже ансамблем "Каюю". 

10 октября 1968 года начались занятия на дневном отделении Камчатского филиала Дальрыбвтуза (ныне КамчатГТУ).

10 октября 1970 года — в Палане прошёл Первый съезд женщин Корякского национального округа.

10 октября 1975 года — решением Камчатского облисполкома № 21–18 создан совхоз "Пахачинский" в с. Средние Пахачи Олюторского района.

1–10 октября 1986 года — в Палане по инициативе окружкома ВЛКСМ прошёл первый окружной семинар творческой молодёжи.

10 октября день корабля — ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-150 "Петропавловск-Камчатский".

231409
18
112