На минувшей неделе на Камчатке в критическую фазу вошли страсти вокруг уголовного дела прошлых лет в отношении сотрудников одного из крупнейших заповедников России. Криминальное расследование коррупции экс-мера Петропавловска пришло к логическому финалу. А уголовное дело против экс-начальника краевого УМВД наконец-то отправилось в суд. Подробности в материале ИА KamchatkaMedia.
Заповедные страсти. Продолжение
Уголовное дело об очистке Кроноцкого заповедника продолжает держаться в политической плоскости. Вынесенный на минувшей неделе приговор вызвал настоящую бурю событий на Камчатке.
Сотрудников заповедника обвинили в хищении денег, предназначенных для уборки свалок бочек с ГСМ и без на тихоокеанском побережье особо охраняемой природной территории (ООПТ) в 2016 году. Причем в хищении, совершенном организованной преступной группой.
Пилотный для России проект по ликвидации накопленного экологического ущерба на ООПТ обернулся сроком для заместителя директора по науке Романа Корчигина, начальника научного отдела Дарьи Паничевой, заместителя директора по финансовому и правовому обеспечению Оксаны Тереховой и бывшего сотрудника заповедника Николая Позднякова. Кроме того, посмертно в руки фемиды попал бывший директор заповедника Тихон Шпиленок.
Обвинение настаивало на том, что выделенные из федерального бюджета средства не были направлены на очистку, а присвоены подсудимыми. Следствие опирается на гипотезу, что сотни тонн металлических бочек, пустых и с остатками ГСМ, старой техники и обломков зданий с заповедной территории не вывезли, а закопали на берегу. По мнению сотрудников заповедника, само дело возникло из показаний подрядчика этих работ, который воспользовался тем, что Тихон Шпиленок скончался от тяжелой болезни в 2016 году и уже не мог опровергнуть его показания.
На прошлой неделе в городском суде Петропавловска-Камчатского был оглашён приговор. Судья признала их виновными в хищении 450 миллионов рублей, выделенных из государственного бюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба. Все четверо были взяты под стражу в зале суда.
Фото из зала суда. Фото: Кроноцкий заповедник
Решением суда г. Петропавловска-Камчатского приговорены:
— Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев;
— Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет.
— Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев;
— Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года.
Суд также включил в приговор для всех осуждённых возмещение в полном объёме солидарно суммы ущерба по иску и выплату крупных штрафов. Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
Сразу после оглашения приговора была создана петиция в поддержку невиновности сотрудников заповедника. На момент выхода материала подписи под ней поставили около пяти тысяч человек. Кроме того, активисты запросили в администрации Петропавловска-Камчатского разрешение на проведение митинга в поддержку осужденных.
Не остались в стороне и чиновники, работающие над охраной других ООПТ. Так, в связи с вынесением обвинительного приговора директор КГБУ Природный парк "Вулканы Камчатки" Любовь Тимофеева написала заявление на увольнение. Тимофеева отметила невозможность "продолжать работу в системе, которая "награждает" приговором за работу по защите природы".
"Любовь Юрьевна останется на должности директора сети парков до конца туристического сезона, если иное решение не будет принято Министерством. Кроме сотрудников Кроноцкого заповедника обвинительный приговор и срок заключения получил сотрудник "Вулканов Камчатки" Николай Поздняков. Мы верим в невиновность коллег и хотим поддержать их в эту сложную минуту", — сообщается в телеграм-канале учреждения.
Директор заповедника Пётр Шпиленок, сменивший на этом посту брата после его кончины, подал заявление на увольнение министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову неделей раньше. Свое заявление об отставке Шпиленок прокомментировал так: "Я не знаю, что ещё могу сделать как директор для того, чтобы добиться объективного расследования дела в отношении моих сотрудников, как привлечь внимание к этому бесчеловечному формализму, ломающему судьбы людей".
Свое заявление он сделал до оглашения приговора. Тогда же со словами поддержки сотрудникам заповедника и надежды на справедливость фемиды выступили губернатор Камчатского края Владимир Солодов и министр природных ресурсов региона Алексей Кумарьков.
А сам Кроноцкий заповедник после оглашения приговора приостановил научную и экскурсионную деятельность "из-за недостаточного количества сотрудников".
Сейчас защита готовится к апелляции. Так что точка в этом деле еще не поставлена.
Тяжелый погон
На минувшей неделе генпрокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о коррупционных преступлениях в отношении бывшего начальника УМВД России по Камчатскому краю Михаила Киселева.
Михаил Киселев. Фото: rus.team
Киселев обвиняется в превышении должностных полномочий и получении должностным лицом через посредника крупной взятки за незаконные действия. Следствием установлено, что в июле 2020 года начальник полиции получил информацию о том, что в Елизовском районе полицейские задержали грузовой автомобиль с рыбопродукцией, перевозимой с нарушением установленных правил. После этого Киселев дал подчиненным указания совершить незаконные действия — передать нелегально перемещаемый товар владельцу и скрыть факт совершения правонарушения. Позднее за это глава МВД получил через подчиненных от коммерсанта-владельца груза взятку в сумме 2 млн рублей.
"Уголовное дело будет рассмотрено Камчатским краевым судом. Для обеспечения исполнения приговора на принадлежащий обвиняемому земельный участок наложен арест", — сообщается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
Киселев был задержан в августе прошлого года в Москве, когда министр МВД России Владимир Колокольцев как раз был с рабочей поездкой на Камчатке.
"Когда стала поступать информация о злоупотреблениях по службе с его стороны, руководством МВД России было принято решение об увольнении. Сегодня он задержан. Его дальнейшую судьбу будут определять следственные и судебные органы", — сказал 3 августа 2021 года Владимир Колокольцев.
Он тогда отметил, что позиция ведомства заключается в выявлении и привлечении к ответственности всех виновных, несмотря на должности, которые они занимают, при этом "невзирая на неминуемые имиджевые потери для самого ведомства".
В сентябре прошлого года бывший главный полицейский Камчатки был этапирован из Москвы в Хабаровск и заключен под стражу по решению Центрального районного суда Хабаровска. Все это время расследованием занимались следователи 6-го Следственного управления ГСУ СКР в Хабаровском крае.
Михаил Киселев свою карьеру начинал в 1984 году в отдельном батальоне патрульно-постовой службы милиции УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы. Спустя два года назначен участковым инспектором одного из отделений милиции г. Москвы, а еще через два года стал старшим участковым инспектором. Затем работал в разных милицейских структурах столицы. До назначения на Камчатку был заместителем начальника УВД по Юго-Западному административному округу Главного управления МВД России по г. Москве.
В период правления Киселева Камчатку разрывало от коррупционных скандалов в верхних полицейских эшелонах. В большинстве своем уголовные дела были связаны с незаконным оборотом водных биоресурсов.
Под статью попали начальник полиции ОМВД России по Елизовскому району и начальник отдела ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району. Они получили от коммерческого директора рыбодобывающего предприятия взятку в сумме два миллиона рублей. Щедрое вознаграждение им было выплачено за подмену рыбопродукции из нерки на рыбопродукцию из гольца и сельди в меньшем объеме и последующее отражение рыбопродукции в процессуальных документах об изъятии и помещении на ответственное хранение. Позже по подозрению в соучастии, по данным СУ СКР по Камчатскому краю, был задержан "бывший руководитель одного из подразделений УМВД России по Камчатскому краю".
Должность начальника камчатского УМВД иначе как заколдованной не назовёшь. Предшественник Киселева — Александр Сидоренко был арестован и осужден за злоупотребление полномочиями при строительстве халактырской базы авиационного отряда спецназначения.
По данным следственного управления, вертодром планировали возвести к декабрю 2015 года. Заказчик — камчатское УВД — получило от Минобороны, финансировавшего стройку, 200,5 млн рублей. Подрядчик — ООО "АиР" получил деньги на счета в полном объеме. Но работы так и не были завершены. Суд подтвердил, что Сидоренко с 2013 года по 2015 год неоднократно принимал неправомерные решения при строительстве авиабазы, связанные с приемкой работ у подрядчика и их оплатой, в том числе без фактического выполнения. Ущерб по этому делу оценили в 87,9 млн рублей.
А вакантное место начальника камчатского УМВД после отставки Киселева занял полковник полиции Иван Кокухин, работавший с 2018 года заместителем начальника УМВД по Забайкальскому краю. Отважного полицейского, согласившегося занять заколдованную должность, руководству камчатского управления и властям края представил лично Владимир Колокольцев. И тогда же, не страшась "имиджевых потерь", министр освободил от занимаемой должности заодно и заместителя начальника УМВД России по Камчатскому краю — начальника полиции полковника Максима Митрофановского "в связи с серьезными упущениями в организации оперативно-служебной деятельности".
Мэрский довесок
Фемида никак не отпускает экс-мэра Петропавловска-Камчатского Виталия Иваненко. На прошлой неделе городской суд вынес приговор по его второму уголовному делу. И хотя дело разбирали новое, обвинения остались старыми — снова взятки и контракты на благоустройство города.
Виталий Иваненко. Фото: Мэрия Петропавловска-Камчатского
Виталий Иваненко уже был приговорен к заключению за эти преступления. Причем наказание было достаточно жестким — приговор в пять с половиной лет в колонии строгого режима стал неожиданностью даже для самых строгих врагов коррупции.
В конце 2020 года Петропавловск-Камчатский городской суд признал виновным Виталия Иваненко в получении взятки крупном размере, а его брата — Алексея Иваненко — в посредничестве при получении взятки. Экс-мэр был приговорен к 5,5 годам заключения в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 4 млн рублей. Его брату Алексею суд дал 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 2,2 млн рублей.
Согласно материалам дела, Иваненко при посредничестве брата должен был получить от генерального директора одного из коммерческих предприятий взятку в общей сумме 1,4 млн рублей за то, что ему "будут созданы благоприятные условия при заключении госконтрактов и договоров по благоустройству города". Однако брат своего высокопоставленного родственника обманул, и в результате до Иваненко дошли только 700 тыс. рублей. Вторую взятку — 200 тыс. рублей — мэр краевой столицы получил от одного из индивидуальных предпринимателей. Также через посредника.
Краевой суд братьям в смягчении наказания отказал в феврале прошлого года. А месяцем позже СКР сообщило о возбуждении нового дела. Обвинения братьям Иваненко казались прямо таки дежавю. В новом уголовном деле фигурировали все те же "благоустройство" "госконтракты" и "получение взятки в особо крупном размере".
По версии следствия, в 2018 году представитель одной из коммерческих организаций передал через посредников бывшему главе Петропавловска-Камчатского частями взятку в в размере 2 млн рублей за беспрепятственное принятие выполненных работ по благоустройству города, приоритет при заключении муниципальных контрактов в будущем и общее покровительство. Причем, одним из посредников во взяточничестве являлся угадайте кто? Правильно — родной брат мэра краевого центра.
Срок экс-главе города на этот раз суд довесил нешуточный.
"С учетом ранее назначенного наказания суд приговорил бывшего мэра Петропавловска-Камчатского к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом 8 млн рублей и лишением права занимать определённые должности на срок 7 лет", — сообщили в краевой прокуратуре.
Стоит отметить, что редкий мэр Петропавловска-Камчатского уходил с поста без уголовного дела. Предшественник Иваненко (до очень временной Елены Панченко) Алексей Алексеев обвинялся в превышении полномочий на 5 млн рублей, пра-мэр Владислав Скворцов подозревался в злоупотреблении полномочиями, пра-пра-мэр Юрий Голенищев — в халатности, приведшей к срыву отопительного сезона и к нецелевому использованию бюджетных средств. Впрочем, Иваненко стал первым, кто получил реальный срок. И, будем надеяться, действующему главе городского округа Константину Брызгину удастся избежать этой доли.