Исследования Лангсдорфа
Григорий Иванович Лангсдорф — ученый, путешественник, политический деятель, действительный член Петербургской академии наук. Родился 18 апреля 1774 года в Германии, высшее образование получил в Геттингенском университете. Предметом своих занятий избрал медицину, но одновременно проявил большой интерес к антропологии, этнографии и естествознанию.
Лангсдорф Григорий Иванович. Фото: latin_america.academic.ru
С 3 июля по 25 августа 1804 года Георг Лангсдорф побывал на Камчатке с экспедицией Крузенштерна.
3 июля 1804 года "Надежда" пришла в Петропавловск. Георгий Иванович, впервые ступивший на землю России, проявил огромный интерес к Камчатке. Пока шла подготовка к плаванию в Японию, ученый все свободное время посвящал исследованию природы и населения полуострова. Хозяйство Камчатки и её люди надолго стали предметом размышлений Лангсдорфа, нашли серьезное отражение в его научном творчестве. Первой мыслью путешественника было предложить какие-либо улучшения.
"С отменным удовольствием устремил я в сие время первые мои взоры на сельские страны Камчатки. — сообщал Лангсдорф Крафту. — Первая потребность для сей страны состоит в том, чтобы более заселить оную и иметь добрых землепашцев, ремесленников и промышленников.
Здесь вовсе недостает тех познаний, которые в просвещенном государстве служат к удовлетворению первых необходимостей; как, например: весьма бы нужно завести здесь гончарную работу, кирпичные заводы, варение мыла и соли и иметь искусных людей в ловлении китов, в солении к сушении рыб и пр.; также весьма полезно бы устроить мельницы, обсушить болотистые места и проч.
По изобилию различных физических предметов, здесь найденных, делаю уже я вообще заключение, что земля сия способна к большему усовершенствованию и заслуживает особенное внимание".
В письме И. Блуменбаху от 23 августа Лангсдорф описывал физико-географические особенности Камчатки и подробно развивал мысль о том, что полуостров следует снабжать всем необходимым, развивая торговлю с Японией и Китаем, а не везти туда товары из Европейской части России через Сибирь.
25 августа 1804 г. корабль "Надежда" отправился к берегам Японии. Как известно, Резанов и его спутники не смогли добиться установления с этой страной ни торговых, ни дипломатических отношений. Пробыв вблизи Нагасаки более шести месяцев под строгим, почти тюремным надзором, русское посольство в апреле 1805 г. отплыло в Петропавловск.
В этот раз Лангсдорф пробыл на Камчатке лишь с 5 по 14 июня. Он принял предложение Н. П. Резанова сопровождать его в путешествии во владения Российско-Американской компании — на Алеутские острова и северо-западное побережье Северной Америки — и подписал специальный контракт. Перед отъездом Лангсдорф послал подробное письмо Блуменбаху, в котором, в частности, сообщал о большой энтомологической коллекции, собранной им на Камчатке, и сравнивал насекомых этого полуострова с насекомыми Португалии.
Результатом экспедиций Георгия Ивановича стали рекомендации российскому правительству "Изъяснение политического положения Камчатки и предложение для улучшения расстроенного состояния этого полуострова", а также подробнейшее описание мест, где побывал учёный (он одновременно был медиком, зоологом, фармакологом, ботаником, минерологом).
Также в этот день
3 июля 1911 года в Петропавловске кружком любителей драматического искусства был проведён первый благотворительный спектакль. Сбор с этого спектакля, за исключением 10 % в пользу кружка, пошёл в усиление средств для постройки памятника на братской могиле, где были захоронены павшие во время обороны Петропавловска в 1854 году.
Часовня над братской могилой. Фото: KamchatkaMedia
3 июля 1935 года в 18 часов ледокол "Красин" бросил якорь в Авачинской губе. В тот же день ледокол посетила делегация Петропавловского комсомола. Вечером "Красин" ушел в полярную экспедицию под руководством капитана Белоусова и начальника морских операций Дуплицкого.
"Красин" (до 1927 "Святогор") — арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов — судно-музей. Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского "Ермака" под строительным номером 904 было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, достраивалось в Мидлсборо. В сборке судна принимал участие Евгений Замятин.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор".
В 1927 году "Святогор" был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870—1926), который принимал самое активное участие в выкупе ледокола.